Вузы слили – студентов не спросили
Исследование велось несколько лет и строилось на множестве кейс-стади и интервью с теми, кто учится и работает в реорганизованных вузах. Оно показало, что студенты, как правило, не только не имеют права голоса в таких решениях, но и узнают о них последними. Отношение к этому разное: управленцы и преподаватели считают, что в этом нет никакой проблемы. Студенты в их понимании близки к «неразумным детям», а кроме того, они всё равно скоро выпустятся, их надо просто «доучить». У студентов – иное восприятие стрессовой ситуации, в которой они поступали в один вуз, а закончат (часто против своей воли) другой.
Ксения Романенко выделила несколько моделей, когда студенты считают происходящее «повышением» или «понижением» престижа. «Для них важны не официальные волны и сценарии реорганизации, а коммуникация и сценарий репрезентации, важно сформулировать новую идентичность», – подчеркивает исследователь. Общая черта всех моделей – как правило, информация о том, что произойдет с вузом, расходится в студенческой среде в виде слухов. Нарастает атмосфера тревоги, неопределенность заставляет готовиться к худшему. К студентам из вуза-партнера относятся как к «чужим», к новой alma mater – как к «франкенштейну», чему-то уродливому и мертворожденному.
Помимо исследовательских выводов, есть и практические советы – как снизить тревожность в вузах, которым предстоит реорганизация. Как администрации поддержать студентов, обеспечить активную коммуникацию и прозрачность на всех этапах. Даже создание межвузовских проектных команд может помочь студентам «породниться» без стресса.
Поздравляем Ксению с успешной защитой, резюме диссертации можно прочитать здесь.
Романенко Ксения Романовна
Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: Аналитик