• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Вузы слили – студентов не спросили

Несколько лет назад в России началась масштабная кампания по слиянию университетов. В 2015 – 2018 годах эти процессы затронули треть учебных заведений, подконтрольных Минобрнауки. Экономические и прочие эффекты посчитаны, но вопрос, как к этому относились студенты и как это сказалось на их самочувствии, остался за кадром. Проблему исследовала Ксения Романенко, аналитик ПУЛ «Развитие университетов» Инобра. Только что она защитила диссертацию об этом и получила степень PHD in Education.

Вузы слили – студентов не спросили

Исследование велось несколько лет и строилось на множестве кейс-стади и интервью с теми, кто учится и работает в реорганизованных вузах. Оно показало, что студенты, как правило, не только не имеют права голоса в таких решениях, но и узнают о них последними. Отношение к этому разное: управленцы и преподаватели считают, что в этом нет никакой проблемы. Студенты в их понимании близки к «неразумным детям», а кроме того, они всё равно скоро выпустятся, их надо просто «доучить». У студентов – иное восприятие стрессовой ситуации, в которой они поступали в один вуз, а закончат (часто против своей воли) другой.

Ксения Романенко выделила несколько моделей, когда студенты считают происходящее «повышением» или «понижением» престижа. «Для них важны не официальные волны и сценарии реорганизации, а коммуникация и сценарий репрезентации, важно сформулировать новую идентичность», – подчеркивает исследователь. Общая черта всех моделей – как правило, информация о том, что произойдет с вузом, расходится в студенческой среде в виде слухов. Нарастает атмосфера тревоги, неопределенность заставляет готовиться к худшему. К студентам из вуза-партнера относятся как к «чужим», к новой alma mater – как к «франкенштейну», чему-то уродливому и мертворожденному.

Помимо исследовательских выводов, есть и практические советы – как снизить тревожность в вузах, которым предстоит реорганизация. Как администрации поддержать студентов, обеспечить активную коммуникацию и прозрачность на всех этапах. Даже создание межвузовских проектных команд может помочь студентам «породниться» без стресса.

Поздравляем Ксению с успешной защитой, резюме диссертации можно прочитать здесь.