• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Эффект Матфея» оставляет регионы без магистрантов

Богатый становится еще богаче, сильный – еще сильнее, а шансы остальных на успех лишь падают. В социологии и экономике этот феномен получил название «Эффект Матфея» – по имени евангелиста, писавшего, что «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что есть». Подобную опасность научные сотрудники ПУЛ «Развитие университетов» Сергей Малиновский и Екатерина Шибанова увидели для российских регионов. Среди них есть «магниты», куда стекаются сильные студенты, процветают, а «доноры» теряют в возможностях. Неравенство в высшем образовании растет из-за многих факторов. То, как развивается в России магистратура – один из них.

«Эффект Матфея» оставляет регионы без магистрантов

Основная доля магистрантов учатся в ведущих университетах – в частности, в 45 вузах сконцентрирована треть от их общего числа. Получается, что в магистратуру легче поступить детям из крупных городов – она под боком, и из богатых семей – если все-таки нужно ехать в другой мегаполис. Для менее обеспеченных ребят из небольших городов переезд бывает почти неподъемной задачей.

Неравные возможности формируются еще в школе: семьи с разным доходом и уровнем образования диктуют детям разные ожидания и по-разному инвестируют в дополнительное образование. В результате к выпускному классу жизненные планы уже во многом определены этим неравенством. Исследования показали, что «богатые» абитуриенты чаще выбирают экономические и управленческие специальности и больше думают о карьере, а «бедные» – о менее рискованной возможности получить диплом. Чаще всего видят такую возможность на гуманитарных факультетах.

Большую роль играет и территориальный фактор: авторы исследования, Сергей Малиновский и Екатерина Шибанова, отмечают «высокую региональную дифференциацию высшего образования» в России. Доступность его в целом считается высокой, но распределены возможности для абитуриентов из разных городов неоднородно. Сложилась «группа риска»: регионы, где общая неблагоприятная экономическая ситуация наложилась на потерю интереса к местному высшему образованию. Богатые семьи отправляют детей учиться в другие регионы, а доступ бедных в местные вузы остается ограниченным.

В целом в России за восемь лет сократился охват высшим образованием выпускников школ. Лидирующие позиции держат несколько регионов, которые притягивают к себе лучших абитуриентов: в их числе Москва, Петербург, Томская область, Татарстан. Сокращение доступности высшего образования для населения в возрасте 17-25 лет зафиксировано в 64 регионах – то есть на большей части территории страны.

Проблема уже замечена новым руководством Минобрнауки: ведомство готовит большой проект, который должен привести к созданию сильных университетов в подавляющем большинстве регионов. Он поможет остановить отток абитуриентов. Но чтобы исключить «эффект Матфея», доступностью и востребованностью местных вузов должны заняться и регионы.

Подробнее о том, в каких регионах сложилась наиболее тревожная ситуация, читайте в исследовании «Региональная дифференциация доступности высшего образования в России». Оно издано в серии «Современная аналитика образования» https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/424080138.pdf