• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Многих пугает идея, что дети будут развлекаться в школе»

Сектор эдьютейнмента, неформального «обучения через развлечение», пострадал от пандемии больше всего. Атмосферу реального общения и игры в командах не так-то просто перенести в zoom. Но именно здесь многие эксперты увидели спасательный круг для школы, которая тоже переживает непростые времена. Вовлеченность, мотивация, живые эмоции – всё это атрибуты «развлекательных» методик, которые интересно было бы привить классическому образованию.

В круглом столе «От развлечения к образованию: каков истинный потенциал в Edutainment?», организованном Центром общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского, участвовали практики, политики, исследователи из разных стран. Публикуем главные тезисы из их выступлений.

«Многих пугает идея, что дети будут развлекаться в школе»

«Школа – это больше, чем просто школа. Теперь мы понимаем, что стали своего рода жертвами и рабами алгоритмов, технологий «классического» образования, и я полагаю, что теперь настал момент создать противоядие против этого. Научиться воздействовать на людей реальным разнообразием, другими способами мышления и другими культурами, другими идеями.

При этом мы понимаем, что у тех же школ есть свои достоинства. Они в состоянии сделать обучение управляемым и направляемым. Поэтому нам важно создавать такие пространства, где эти особенности могли бы объединиться – лучшее из эдьютейнмента и школы порождало бы атмосферу познания».

Андреас Шляйхер
Директор по образованию ОЭСР

«Министры думают, что они несут ответственность за то, что могут контролировать. Они контролируют образовательную политику и через нее – учебный план и оценивание и, в такой же высокой степени, подготовку учителей. И они хотят привести всё это в некую стройную систему. С внешкольным образованием и эдьютейнментом – совсем другое дело: у политиков совсем нет контроля, поэтому они не считают это зоной своей ответственности. И, конечно, очень многим управленцам и политикам не нравится идея, чтобы дети ходили в школу и развлекались. Иногда это даже похоже на нелюбовь к детям. 

Еще некоторое время назад мы и не думали над тем, что школу и эдьютейнмент можно интегрировать и тем самым менять школьный опыт. Теперь мы понимаем, что игровые форматы – наиболее реальное обучение, которое происходит через разные степени «сложности». Сейчас мы видим, что вы можно обучаться чему-то сложному, при этом получая удовольствие»

лорд Джим Найт
Главный советник TES Global по образованию и экс-министр образования Великобритании

«Мои сомнения насчет эдьютейнмента заключается в следующем: «Как мы убедимся, что эти технологии не повышают неравенство?». Я боюсь, что те из нас, кто видит потенциал эдьютейнмента, могут не замечать то, как именно он может помочь людям с различными физическими и интеллектуальными способностями. Нам нужно установить, как эти образовательные технологии могут работать с людьми с различными особенностями развития. Когда мы решим этот вопрос, то, надеюсь, сможем сделать эдьютейнмент более доступным для всех».

Эрик Абрамс
Директор по инклюзии Института образования Стэндфордского университета

«Концепция досугового образования, не важно, как вы ее определите, основана на том, что нужно развивать ценности, отношения, знания и навыки, которые релевантны досугу. Только тогда дети научатся использовать досуг для своего персонального роста и улучшения качества жизни. Не стоит думать о досуге негативно. Часто только он может помочь, потому что любые знания в чистом виде не могут вдохновить ребенка, если он не знает, к чему стремиться».

Атара Сиван
Глава департамента образования Гонконгского баптистского университета

Полную версию круглого стола смотрите здесь.