Пять ключей для эффективной школы
Навигатор для саморазвития
В основе курса – решения, которые предлагают несколько научных центров и лабораторий Инобра в ответ на запрос директоров школ. Чтобы сформулировать этот запрос, мы анализировали обратную связь от директоров, которые учатся на магистратуре «Управление образованием»: что их волнует, зачем они поступили и что становится темой выпускных работ. Собирали данные и от центров, которые ведут консалтинговые проекты и исследования в школах.
Выделили пять главных направлений – в чем должен «прокачаться» директор, чтобы стать педагогическим лидером. Это методики работы в сложных социальных условиях, ответ на запрос семей, «настройка» педагогического коллектива, измерения качества образования и те правовые аспекты, которые остаются в «серой зоне» официальных требований.
Каждому направлению посвящена отдельная неделя курса, которая завершается тестом. Разбираем самые типичные проблемы и ориентируем, на какие ресурсы опереться, чтобы дальше развивать свои компетенции по каждой из тем.
От буллинга до мониторинга
Модуль «Эффективная школа» Надежды Бысик помогает сориентировать тех, кто работает в неблагоприятных условиях. Приемы резильентных школ позволяют добиться больших образовательных результатов, чем ожидалось. Отдельно разбираем наиболее проблемные аспекты вроде обучения детей мигрантов.
«Правовые аспекты» Семена Янкевича подсказывают директорам юридически грамотные шаги в таких сложных ситуациях, как, например, буллинг в школе – как классифицировать и наказывать агрессию? Как безупречно наладить спонсорскую помощь школе, в каких пределах нести ответственность за жизнь и здоровье ребенка, работать с персональными данными и т.д.
Модуль Ирины Брун освещает многие практические вопросы, связанные с измерениями. Да, управленцы не составляют тесты, но они должны понимать, как использовать тестирование, как отличить плохой тест от хорошего. Какую пользу или вред может нанести независимая оценка, в какие исследования не стоит вписываться.
«Взаимоотношения детей и родителей», о которых рассказывает Катерина Поливанова, поможет правильно выстроить отношения школы с семьями. Начиная с каналов коммуникации и заканчивая вопросами, как создать дружественное сообщество. Тем более это актуально сейчас, когда родительская вовлеченность и запрос изменились из-за дистанта.
Модуль Елены Чернобай об обучающемся сообществе учителей – разбор того, какие управленческие шаги могут помочь родиться в школе такому сообществу. Как общаться с коллективом, помогать учителям внедрять новые технологии, проводить Lesson Study.
Не каждого директора в равной степени волнуют все эти проблемы. Курс устроен таким образом, что можно сосредоточиться на том, что важно вам: для зачета на сертификат нужно прослушать все пять модулей, но тесты пройти по двум на выбор.
Не только для новичков
Программу можно назвать «курсом начинающего директора», но с одной поправкой. Он не только для тех, кто недавно занял должность или планирует это сделать. Среди слушателей немало и опытных директоров, перед которыми не сразу встали проблемные вопросы или надоела хозяйственная рутина.
Курс полезен не только для российских управленцев. Растет запрос от слушателей из Украины и Казахстана, поступают вопросы, может ли курс быть переведен на другие языки. В постсоветской школе общие проблемы – «административный» крен директорской работы, и мы помогаем его компенсировать.
Тем, кто не работает в государственном образовании, курс также помогает найти интересные ходы в решении своих управленческих задач. Это, например, предприниматели, которые создают небольшие проекты в частном образовании или проектируют свои программы. Им курс помогает сориентироваться, какие вопросы и как может решать управленец в образовании.
Для тех, кто хочет получить более фундаментальное образование, курс становится прологом к магистратуре. Он позволяет не только заранее понять, чем предстоит заниматься, но и получить компетенции и баллы, которые будут учтены при поступлении на программу «Управление образованием».
Подробнее о курсе: https://www.coursera.org/learn/organizational-practices-and-instruments
Брун Ирина Викторовна
Лаборатория измерения новых конструктов и дизайна тестов: Научный сотрудник
Бысик Надежда Викторовна
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Ведущий эксперт
Михайловский Дмитрий Васильевич
Поливанова Катерина Николаевна
Центр исследований современного детства: Научный руководитель
Чернобай Елена Владимировна
Лаборатория проектирования содержания образования: Ведущий эксперт
Янкевич Семён Васильевич
Лаборатория образовательного права: Заведующий лабораторией