Богатство России людьми прирастать будет
По словам ректора Вышки Ярослава Кузьминова, подобные «мировые центры» – элемент национальной стратегии, но сюрпризом для многих наблюдателей стал фокус на человеке и обществе, а не на точных, «тяжелых» науках.
У нас в обществе есть ощущение, что в России продвинутые физика и химия, а в социальных науках мы сильно отстали. Это не так. За 10-15 лет был сделан огромный шаг вперед именно по гуманитарным исследованиям. Социальные науки – пример того, что Россия может быстро добиваться неожиданных успехов. Это обеспечили не только четыре наших коллектива, но и многие научные центры страны. Более того, представители социальных наук оказались в чем-то сильнее и мобильнее, чем люди из так называемых «тяжелых» наук. Гуманитарии менее привязаны к конкретным лабораториям, городам, хотят и могут серьезно заниматься наукой в разных точках страны.
Накопилось много проблем – например, проблема неравенства, которую до сих пор многие понимают в терминах «Капитала» Маркса. Вокруг неравенства много спекуляций, а нужны глубокие исследования. То же – с набором проблем, связанных с замедлением экономического роста: что происходит, мы неправильно считаем, или развитый мир подошел к исчерпанию ресурса? К таким вопросам можно подходить только на основе междисциплинарного анализа. Я опять вспомню Маркса, который сказал, что нет ничего практичнее хорошей теории: то, что мы можем предложить, будет востребовано на практике.
Мау Владимир Александрович
Ректор РАНХиГС
Важно, что объединяют усилия университеты, которые имеют давнюю многовекторную историю международных связей. В сумме у нас более тысячи международных соглашений, более 6 тысяч иностранных студентов, множество международных лабораторий. Наши преподаватели – серьезные эксперты в международных организациях, от ООН до Всемирного банка. Этот проект будет иметь международное значение, он важен и с точки зрения «мягкой силы» в продвижении наших общественных наук. В проектах центра будет задействовано более 200 иностранных ученых из порядка 45 университетов разных стран.
Торкунов Анатолий Васильевич
Ректор МГИМО
В социальных науках не меньше, чем в физике или химии, сильна «специализация». Она зашла так далеко, что мы стали с трудом понимать друг друга. И чем больше начнем учиться друг у друга и вырабатывать общие модели, тем сильнее окажется синергия. Важно, чтобы объединение усилий помогло всем нам идти не тем путем, который знаем. Если мы попытаемся решать проблему не так, как привыкли, – эффект будет более ярким и взрывным.
Функ Дмитрий Анатольевич
Директор Института этнологии и антропологии РАН
Рассказывая о том, на какие данные и инструменты сможет опереться новый центр, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал о megascience-ресурсах Вышки, которые получили мировое признание. В частности, это лонгитюдное исследование домохозяйств, которое ведется почти 20 лет – в мире всего несколько подобных лонгитюдов, а также архив социологических данных, система интеллектуального анализа больших данных iFORA и другие.
По словам Павла Сорокина, который курирует проекты Инобра в рамках нового консорциума, центр сможет опираться на те исследования, которые давно ведет Институт образования:
Безусловно, будет использовано мониторинговое исследование «Траектории в образовании и профессии». Это значимый в мировых масштабах лонгитюд, который продолжается около 10 лет. Многие наши исследования в области высшего образования и школы, детства и развития навыков взрослых будут востребованы в новом общем проекте. Тем более, человеческий потенциал – это во многом про будущее. Это про молодых людей, сегодняшних школьников и студентов. В этом смысле данные, которые есть у Инобра, будут играть особо важную роль».
Сорокин Павел Сергеевич
Центр развития навыков и профессионального образования: Старший научный сотрудник
Институт образования давно ведет исследования, которые касаются не просто сферы образования в узком понимании, а именно развития человеческого капитала, человеческого развития. В частности, этому посвящена статья Ярослава Кузьминова, Павла Сорокина и Исака Фрумина, опубликованная в Foresight, и одна из «Белых книг» о состоянии системы образования: «Как сделать образование двигателем социально-экономического развития?».
В рамках нового общего проекта ученые Инобра под координацией Павла Сорокина будут развивать одно из семи направлений, названных ключевыми: «Занятость и формирование навыков и компетенций».
Кузьминов Ярослав Иванович
Ректор ВШЭ
Сорокин Павел Сергеевич
Центр развития навыков и профессионального образования: Старший научный сотрудник
Кузьминов Ярослав Иванович
Ректор НИУ ВШЭ