• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Большие идеи» должны разгрузить школьную программу

Проектирование школьного образования на основе больших идей помогает упорядочить и обобщить знания из разных предметных областей, согласовывать программы между собой и тем самым оптимизировать учебное время. На вторничном семинаре рассказали о преимуществах такого подхода и о том, как большие идеи можно превратить в учебное содержание.

«Большие идеи» должны разгрузить школьную программу

Тарас Пащенко, заведующий Лабораторией проектирования содержания образования Института образования, презентовал проект по разработке больших идей для платформы СберКласс. Перед разработчиками стояла задача превратить большие идеи в конкретные задания. Над проектом в течение года работали преподаватели, исследователи в сфере образования и эксперты в предметных областях.

Чаще всего под большими идеями понимаются ключевые идеи, которые соединяют разрозненные частные факты и концепты определенной области знания в связное понимание. Большими идеями могут быть базовые понятия, в отечественной педагогике называемые научными понятиями, обобщения и принципы – научные законы, а также зачастую ценностные суждения, ставшие утверждениями или гражданскими установками.

Школьное образование в России перегружено: времени на прохождение программы в сроки, заложенные учебным планом, не хватает. Большие идеи, в свою очередь, помогают упорядочить учебный контент и обобщить полученные знания, согласовать программы между собой и разгрузить их. Считается, что обучение, построенное на основе больших идей, способствует развитию когнитивных способностей учащихся и приводит к углубленному пониманию материала.

Пащенко Тарас Валерьевич
Лаборатория проектирования содержания образования: Заведующий лабораторией

Разрабатывать большие идеи можно с помощью индуктивного подхода – на основе уже имеющегося контента или дедуктивного – опираясь на обобщения и концепты с последующей разработкой контента. Создание большой идеи начинается с надпредметного концепта – философской категории, далее определяется межпредметный концепт , после чего формируется большая идея и разделяется по уровням школьного образования . 

Я бы голосовал за индуктивный подход, когда специалисты выделяют большие идеи в научных дисциплинах, а потом определяют, можно ли собрать более широкую надпредметную конструкцию.

Фрумин Исак Давидович
Институт образования: Научный руководитель

Концепт больших идей – это развитие традиционной модели, по которой складывается содержание образования в российской школе сегодня. Современный стандарт образования создавался по такому же принципу: вокруг каждого предмета выстрается концепт – от ядра к последующему расширению.

Казакова Елена Ивановна
научный руководитель Проекта «Платформа новой Школы», директор института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО

Если предположить, что в предметном содержании многое унаследовано от советской школы, то необходимо учитывать, что в советском контенте уже были заложены некоторые большие идеи. Например, аксиома о материальном единстве мира.

Наумов Леонид Анатольевич
первый заместитель генерального директора, издательство «Просвещение», кандидат исторических наук

"Советская идея принципиальных обобщений и теоретических научных понятий заключалась в базировании учебных «преддисциплин» политехнической направленности.

Фрумин Исак Давидович
Институт образования: Научный руководитель

Видеозапись семинара можно посмотреть здесь.