• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Младенцев вернут в систему образования

Государству нужно увеличивать охват дошкольным образованием детей в возрасте до трех лет. Об этом заявляют ведущие научные сотрудники Центра финансово-экономических решений в образовании Ирина Абанкина и Людмила Филатова. Это поможет не только скорректировать развитие детей, но и достичь «не образовательных» целей, важных для общества и экономики: родители смогут вернуться к активной работе. Им будет легче завести еще одного ребенка – таким образом улучшится демография. Эксперты рассчитали, как повышать охват дошкольным образованием по годам, чтобы достичь поставленных государством целей.

Младенцев вернут в систему образования

В прошлом десятилетии маленькие дети фактически выпали из системы образования. После того, как в 2012 году приняли новый закон «Об образовании», в соответствии с которым садики стали считаться полноценными учебными заведениями, муниципалитеты кинулись их «подтягивать» до нужного уровня. Все силы были брошены на группы для детей старше трех лет. Ясли и младшие группы перепрофилировались. Фактически всю ответственность за детей до трех лет передавали семье. «Такая ситуация вызвала социальную напряженность и обострила проблему социального неравенства, особенно для неполных семей», – отмечено в докладе.

Ситуацию начали исправлять в последние годы, после того, как эксперты доказали: воспитание малышей в яслях помогает социализации, позволяет вовремя увидеть угрозы неблагоприятных сценариев развития личности, готовит к учебе в более старшем возрасте.

Для «Мониторинга экономики образования» Ирина Абанкина и Людмила Филатова проанализировали доступность детских садов для детей до трех лет. В 2020 году она снизилась из-за эпидемии, когда во многих детских садах работали только дежурные группы или не было даже их. Главное предложение, с которым выступают эксперты – учитывать в стратегических планах не доступность, а охват дошкольным образованием. Это разные вещи. Доступность вычисляется от числа тех, кто хочет отдать детей в садик – подал заявление, встал в очередь, ждёт места. Охват образованием – от общего количества детей, включая тех, чьи родители и не планируют отдавать малыша в ясли.  

Чтобы выполнить стратегические задачи государства, охват образованием к 2024 году должен быть не меньше 38,5% для детей до полутора лет и 54,8% для детей до трех лет, подсчитали авторы доклада. Обеспечить его могут не только ясли: нужно развивать семейные группы, систему негосударственных детских садов, дошкольные группы в школах и систему консультаций для родителей, которая уже создается на базе садиков.

Полный текст доклада, изданного в серии бюллетеней Мониторинга экономики образования, можно прочитать здесь.