Младенцев вернут в систему образования
В прошлом десятилетии маленькие дети фактически выпали из системы образования. После того, как в 2012 году приняли новый закон «Об образовании», в соответствии с которым садики стали считаться полноценными учебными заведениями, муниципалитеты кинулись их «подтягивать» до нужного уровня. Все силы были брошены на группы для детей старше трех лет. Ясли и младшие группы перепрофилировались. Фактически всю ответственность за детей до трех лет передавали семье. «Такая ситуация вызвала социальную напряженность и обострила проблему социального неравенства, особенно для неполных семей», – отмечено в докладе.
Ситуацию начали исправлять в последние годы, после того, как эксперты доказали: воспитание малышей в яслях помогает социализации, позволяет вовремя увидеть угрозы неблагоприятных сценариев развития личности, готовит к учебе в более старшем возрасте.
Для «Мониторинга экономики образования» Ирина Абанкина и Людмила Филатова проанализировали доступность детских садов для детей до трех лет. В 2020 году она снизилась из-за эпидемии, когда во многих детских садах работали только дежурные группы или не было даже их. Главное предложение, с которым выступают эксперты – учитывать в стратегических планах не доступность, а охват дошкольным образованием. Это разные вещи. Доступность вычисляется от числа тех, кто хочет отдать детей в садик – подал заявление, встал в очередь, ждёт места. Охват образованием – от общего количества детей, включая тех, чьи родители и не планируют отдавать малыша в ясли.
Чтобы выполнить стратегические задачи государства, охват образованием к 2024 году должен быть не меньше 38,5% для детей до полутора лет и 54,8% для детей до трех лет, подсчитали авторы доклада. Обеспечить его могут не только ясли: нужно развивать семейные группы, систему негосударственных детских садов, дошкольные группы в школах и систему консультаций для родителей, которая уже создается на базе садиков.
Абанкина Ирина Всеволодовна
Центр финансово-экономических решений в образовании: главный научный сотрудник
Филатова Людмила Михайловна
Центр финансово-экономических решений в образовании: ведущий научный сотрудник