• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Каким будет «новый офлайн»?

С понедельника большинство вузов работают очно. Как будет выглядеть «живая» учеба теперь и что хотят студенты после года в дистанте – рассказывает научный сотрудник Центра социологии высшего образования Ульяна Захарова.

Каким будет «новый офлайн»?

Несмотря на трудности, прошедший год мог хорошо повлиять на мотивацию студентов. Мы с коллегами проводили исследования как с преподавателями, так и со студентами. Те, у кого была высокая мотивация к учебе, сохранили ее и на удаленке. Впрочем, как и студенты с низкой мотивацией. Ключевой вопрос, что изменилось для «средних». Многие студенты в ходе интервьюответили, что стали больше ценить учебу и поняли, какое счастье слушать своих преподавателей. Это требует более детальных исследований, но, считаем, мотивация могла вырасти. Надо учесть, что на нее влиял самый разный контекст – например, у тех студентов, по чьим специальностям ударил коронакризис,мотивация учиться дальше могла снизиться. 

Каким будет «новый офлайн»? Обратимся к опыту иностранных вузов, где чистый офлайн встречался редко даже до локдауна. Большинство хоть и работает в очном формате, но активно использовали дистанционные курсы. Более того, на западе давно популярны университеты, которые позиционируют себя именно как вузы дистанционного обучения - не коммерческие однодневки, а именно признанные вузы. Таким учреждением является Открытый университет, созданный в Британии еще в 1969 году, но даже в нем есть отдельные очные занятия, где нужно, например, оборудование вуза. То есть, это в любом случае гибридная форма: чистый онлайн, как и чистый офлайн, будет редкостью.

Формат обучения теперь тесно связан с вопросом его стоимости. Преобладание очной учебы, физическое присутствие в кампусе и постоянное, активное общение является едва ли не главным, ради чего студенты поступают в учебные заведения. Это особенно заметно в случаях элитных вузов или программ, где поступление – пропуск в особые круги общения, то, что определит карьеру, место жительства и даже выбор партнера для семейной жизни. Эти студенты, пожалуй, платят во многом именно за среду, в которую попадают в вузе.

В целом так называемые эффекты сообучения, когда люди перенимают что-то у других (не только преподавателей), ценятся всеми вузами. Даже соседство в общежитии – это не только «школа жизни», но и возможность более успешно учиться: наши коллеги Оксана Дремова и Ирина Щеглова недавно писали об этом. То есть, говоря о будущем офлайна, стоит ориентироваться не на установку «Администраторы обязуют студентов посещать вуз», а на то, что студенты имеют право и рассчитывают на посещение кампуса. Так студенты в недавно проведенных нами интервью с нетерпением ждут возвращения в аудитории, и согласны на дистанционное обучение только по непрофильным предметам.

Пока не закончится эпидемия, вузы обязаны соблюдать требования по социальной дистанции – а значит, экспериментировать с сочетанием форматов и искать их лучшие гибриды, с учетом интересов всех участников учебного процесса.