Парадокс успешной сельской школы
Рост качества школьного образования повышает шансы сельской молодежи на успех, но не удерживает ее на малой родине. Это стало одним из выводов исследования, проведенного Центром общего и дополнительного образования Инобра. Статья Романа Звягинцева, Марины Пинской, Давида Константиновского и Сергея Косарецкого опубликована в сборнике «Rural Youth at the Crossroads Transitional Societies in Central Europe and Beyond», выпущенном британским научным издательством Routledge под редакцией Кая Шафта.
Депопуляция села в России – проблема не новая, наметилась еще во второй половине 20 века, но клубок экономических и социальных проблем последних лет ускорил вымирание деревень. Сегодня подавляющее большинство сел в России – с населением меньше 500 человек, а количество населенных пунктов, где живет меньше 50 человек, постоянно растет. Школы, которые в них остались, бедны, испытывают дефицит оборудования и кадров, находятся на периферии внимания органов управления. Эта ситуация сказывается и на качестве образования. Высокий результат ЕГЭ – у 30% городских выпускников и 15% сельских. Низкий – у 14% городских и 25% сельских.
Типичны три сценария после окончания школы, отмечают авторы статьи. Первый: после 9 класса ученик остается в селе и занимается рутинной работой, не требующей сложных навыков. Этот путь выбирают те, кто хуже учился. Второй: после 9 класса подросток стремится сразу уйти в профессию, учится в колледже, но живет, как правило, не на малой родине. Третий: выпускник с высоким баллом ЕГЭ уезжает получать высшее образование в город и больше не возвращается.
Команда Центра имени Пинского изучила практики резильентных сельских школ Томской области и Якутии. Они провели серию интервью с директорами, учителями, родителями и детьми.
Описанные в статье практики во многом схожи и строятся на неформальной усиленной работе с отдельными группами школьников, вовлечении родителей, публичных поощрениях успеха и профориентации. Так, например, ученики проводят в школе много времени вне уроков – неуспевающие дополнительно занимаются, пересдают контрольные работы, выпускники готовятся к ЕГЭ. Школа берет на себя вторую половину дня, привлекает к этому родителей, которые постоянно в контакте с учителями, а иногда и участвуют в уроках – так, например, в некоторых школах уроки литературы дополнены форматом своего рода «книжного клуба» для взрослых.
Помимо улучшения учебных результатов, главная цель таких школ – подготовка к самостоятельной жизни в городской среде. Это центральная тема диалогов детей и учителей, основа профориентации, которая строится на экскурсиях в город и приглашении из города выпускников с разными профессиями. «Учителя понимают, что тепло и почти семейные отношения школьного сообщества, скорее всего, не сохранятся. Вместо этого молодые люди должны быть готовы постоять за себя, быть самостоятельными и готовыми к встрече с миром. Их важно адаптировать к городу, чтобы они не чувствовали себя, как рыба, выброшенная на берег», – цитируют авторы директора одной из школ.
Эксперты называют это парадоксом, когда школа работает против интересов устойчивости и развития села, в котором находится, и даже против собственных интересов, – но у нее нет выбора, потому что это единственный вариант работы в интересах ученика и его будущего.
Этот парадокс вряд ли разрешим внутри системы образования. Ситуация изменится, если государственная политика в отношении сельских территорий станет более решительной и обеспеченной ресурсами. Сельская школа может стать опорой местного сообщества, но только тогда, когда «представление о счастливой, здоровой и успешной жизни не будет обязательно означать отказа от жизни дома», – говорится в статье.
Подробнее здесь.
Звягинцев Роман Станиславович
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Младший научный сотрудник
Косарецкий Сергей Геннадьевич
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Директор центра