Кружки становятся дорогим удовольствием
С одной стороны, дистант сделал дополнительное образование более доступным, не зависящим от территориальных возможностей. Если занятия перешли в онлайн, то можно выбрать любых педагогов и организации из других городов и даже стран. Платформы дали возможность настраивать ритм, продолжительность занятий, то есть сделали курсы более персонализированными. С другой стороны, такое богатство выбора появилось лишь у наиболее благополучных семей. У них есть деньги для того, чтобы выбирать, а главное – они четко понимают, что ищут.
Семьям с низким уровнем дохода не хватает ни средств, ни технических возможностей, ни мотивации, ни кругозора, чтобы включиться в это «новое» допобразование. «Такая «уберизация» системы может повысить стоимость программ, сделает их более эксклюзивными. Создается риск снижения доступности качественных программ для детей из семей с низким социально-экономическим статусом», – пишут авторы исследования.
Это не единственная опасность. Онлайн грозит снизить мотивацию и интерес детей, потому что целые направления допобразования выглядят не привлекательно без живого общения, соревнований, работы в мастерских и тому подобного. Есть угроза и того, что из-за онлайн-форматов пострадает финансирование сектора – если у государства возникнет иллюзия, что дистанционные программы дешевле. Эксперты опасаются, что пандемия может стать предлогом для экономии, когда часть программ решат оставить в дистанционном формате.
«Похоже, что система дополнительного образования уже вступила в период оформления нового типа сегрегации. Выделяются сегменты программ для семей с разным уровнем материального и культурного капитала», – заключают авторы исследования. Они предлагают управленцам и чиновникам исходить из того, что дистант в допобразовании – это, во-первых, дорого, а во-вторых, не для всех организаций подходит. Если онлайн неизбежен, то лучше отказаться от принципа «цифровой поток» из каждого районного центра творчества» в пользу действительно качественных решений от нескольких провайдеров на город или регион.
Исследование Андрея Павлова, Михаила Гошина, Сергея Косарецкого, Ивана Иванова и Валерии Ершовой «Дополнительное и неформальное образование школьников в условиях пандемии COVID-19» издано в серии «Современная аналитика образования». Прочитать его можно здесь.
Гошин Михаил Евгеньевич
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Научный сотрудник
Ершова Валерия Сергеевна
Иванов Иван Юрьевич
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Аналитик
Косарецкий Сергей Геннадьевич
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Директор центра
Павлов Андрей Викторович
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Заместитель директора центра