• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Антистресс для школы

Учителя, которым не помогают ни коллеги, ни семьи учеников, больше других подвержены стрессу и выгоранию – это подтвердило недавнее исследование Инобра. Как лучше организовать такую помощь, предложили выпускники программы «Управление образованием». На защите дипломных работ Леонид Паштон представил модель, которая поможет педагогам одной школы эффективно сотрудничать, чтобы достигать высоких образовательных результатов. Наталья Сченснович – методику измерений, чтобы выстраивать партнерство семьи и школы и коммуникацию с родителями. Александр Стариков – схему, которая помогает школе принять реформы и изменения. 

Антистресс для школы

Метанавыки развиваем вместе 

Леонид Паштон

Руководитель образовательной программы основной и старшей школы частной школы «Олимп Плюс»

Модель эффективного сотрудничества учителей, которую я разработал, предназначена для подростковой школы в 5-9 классах. Сейчас работаем над вариантами для младших и старших классов. Главный элемент в ней – методика совместного планирования, когда разные предметы связываются между собой

Например, биологию можно связать с географией: если мы изучаем животных, то почему не разобрать сразу, где они обитают? Учителя соотносят свои уроки не только по содержанию, но и, например, по тому, какие метанавыки, как и когда развивать вместе. Такой подход организации взаимодействия педагогов работает и на достижение образовательных результатов, и помогает учителю находить ответы на сложные вопросы сообща, профессионально развиваться и просто чувствовать поддержку.

Совместным планированием модель не исчерпывается. В ее основе лежат такие технологии, как lesson study, кураторская методика К.М.Ушакова, что способствует осознанному взаимопосещению уроков. Элементы складывались постепенно: когда я поступил на программу «Управление образованием» с этой идеей, то только интуитивно понимал, каких элементов в модели эффективного сотрудничества не хватает. Имея педагогический опыт работы в школе, чувствовал, что многие учителя находятся в профессиональной изоляции. Хотя каждый учитель - это профессионал, обладающий своим опытом и наработками. Мне казалось, учителя могут больше давать друг другу для профессионального развития, которое начинается с общения на профессиональные темы и совместного поиска решений. Благодаря, которое начинается с общения на профессиональные темы и совместного поиска решений.  

Стали ясны многие важные нюансы. Например, как построить взаимное посещение, чтобы это не воспринималось как контроль. Учителя болезненно относятся к тому, что кто-то приходит на уроки. Как правило это воспринимается как показательное выступление. Ко мне пришли, значит я должен показать что-то необычное, т.к. это будет оцениваться.. Как и к тому, что новые практики часто приводят к росту нагрузки. Для реализации и внедрения модели эффективного сотрудничества мы так организовали интенсивы во время каникул и встречи команд средней, младшей и старшей школы, чтобы это было не в ущерб личному времени.

Пока в нашей школе тестируем только отдельные элементы модели – пандемия задержала ее полноценный запуск. Первые доказательные оценки того, как это работает на практике, получим в конце учебного года. Но я уже обсуждаю перспективы с директорами, а учеба в магистратуре помогла обратиться к экспертам. По их мнению, модель сможет работать и в государственных школах. 


Делаем родителей партнерами

Наталия Сченснович

Кандидат педагогических наук, директор АНО «Московский институт развития непрерывного образования»

Я защищалась с системой диагностики, которая позволяет понять, на какому уровне партнерства с родителями находится школа. В ее основу легли анкеты, которые Родительская ассоциация Америки внедрила почти сто лет назад – такие давние там традиции и стандарты партнерства.

Адаптировала американские материалы, валидизировала на данных своего исследования, в котором участвовали 30 подмосковных школ, проверяла на фокус-группах. В итоге получилась, говоря молодежным языком, бомбическая штука, которая позволяет измерить уровень партнерства по каждому из семи компонентов. Определить уровень как начальный, средний или продвинутый. И на этом основании предлагать разные алгоритмы действий школы – в том числе курсы для учителей, практикумы для родителей…

В наших школах все еще немного внимания уделяют тому, как выстроены отношения с семьями. Знаю это как практик – больше двадцати лет проработала в школе, а сейчас руковожу институтом, в котором учителя повышают квалификацию. Учеба на программе помогла мне провести исследования и получить данные, как успешное партнерство школы и семьи снижает риски образовательного неравенства, влияет на успехи в учебе и помогает учителю.      

Систему диагностики уже опробовали больше 20 школ по стране. Самый важный результат, на мой взгляд, это когда учителя узнают из отчета, в чем именно проблемы в сотрудничестве с семьями, и задумываются, а как его наладить. Потому что, конечно, возможности директора не безграничны, главное зависит от ментальных установок учителя. Трудно побороть его позицию «Я знаю, как надо работать, не нужны мне никакие советы, мало ли, чего хотят родители!». С данными на руках директору это сделать легче.  

Мы обследовали не так много школ, но, судя по «средней температуре», в России, в основном, невысокий уровень партнерства с семьями. Но верю, что проблема решаема, и наше исследование в этом поможет.


Готовим школу к переменам

Александр Стариков

Старший учитель ГБОУ «Школа «Покровский квартал»

В магистратуре я работал над принципами внедрения персонализированного подхода в школах – особенно небольших, удаленных от крупных городов, работающих в сложных условиях. Ведь школа консервативна, в ней с трудом проходят даже те изменения, эффект которых доказан.

Представьте: есть структурно сложный подход, требующий больших усилий для внедрения даже в продвинутых школах крупных городов. А тут такой подход предлагается к внедрению в обычной массовой региональной школе небольшого города или села. Приходят какие-то молодые люди и говорят, например: давайте из уроков сделаем модули, займемся шкалами образовательных результатов, меняют практику обучения учителей, которой десятилетия. Педагогам, которые находятся на разных стадиях выгорания, предстоит сделать сверхусилие. В результате многие хорошие начинания, за которые школа на первом этапе бодро берется, проваливаются. Было важно найти алгоритмы, которые позволят этого не допустить.

Мы показали, что любые изменения в школе должны включать «традиционализацию», постепенное принятие и закрепление учителями каждого этапа. Прорабатывали эти этапы. Видели, как школы, которые прыгают «через ступеньку» уровней изменений, не дают учителям привыкнуть, откатывают изменения назад. А, казалось бы, более слабые школы, которые идут строго по этому плану, добиваются успеха. Доказали, что новые модели начнут работать даже в небольших и проблемных школах, если соблюдать правильную последовательность.

Эта работа выросла из наблюдений за тем, как модель персонализированного подхода приживалась в Калужской области. Ее внедрял фонд Сбербанка «Вклад в будущее», а я включился в проектную группу в качестве учителя.  Благодаря участию в программе «Учитель для России» удалось проверить несколько гипотез и провести почти двухлетнее исследование. Взялись за модель персонализированного подхода, когда ребенок сам выбирает цель – для чего он учит предмет, и участвует в настройке сложности модуля. И было особенно интересно, почему многие сильные школы из этой истории постепенно выпали, а наша – не из числа лидеров – справилась.

Подход, над которым я работал в магистратуре, перспективен в разных ситуациях. Например, есть крупный  образовательный центр, у него появились «присоединенные территории», здания, которые нужно подтягивать до общего уровня. Для этого нужны новые подходы, в том числе и по внедрению изменений.  Эту работу и продолжаю сейчас, пробую применить их в одном из зданий такого центра.     

 

На программе «Управление образованием» учатся как директора, которые хотят работать более эффективно, так и педагоги, которым интересны административная карьера или запуск своего стартапа. Магистратура помогает развить свой проект, увидеть образование как систему и разобраться в тонкостях управления в этой сфере. Узнать о ней больше можно здесь. А 23 – 27 апреля можно на неделю присоединиться к студентам на открытом модуле программы: все подробности здесь.