• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

В одиночестве с детьми

Чтобы выстраивать правильные отношения с ребёнком, родителям часто необходима психолого-педагогическая помощь. Значение профессиональных консультаций только усилилось во время пандемии, которая погрузила всех в ситуацию стресса и неопределенности. Однако существующие семейные консультационные центры не всегда справлялись — следует из данных Мониторинга экономики образования 2020-2021 гг. Результаты этого исследования, а также современные подходы к развитию дошкольников, обсудили на Открытом семинаре ВШЭ по образованию. Важнее всего «счастливое проживание детства», настаивают эксперты.

В одиночестве с детьми

Ребенку нужно счастье

Исследования нобелевского лауреата Джеймса Хекмана убедительно доказали — наибольший эффект обеспечивает вклад в самое раннее развитие человека, в возрасте до 6 лет. Относительно невысокие результаты нашей страны в рейтингах высшего образования или исследованиях компетенций взрослого населения, в том числе, объясняются недостаточной поддержкой семей дошкольников.

Мониторинг экономики образования показал низкую вовлеченность родителей в раннее развитие и дошкольное образование​ детей. Наибольший запрос на подготовку к детскому садику и на социализацию ребенка, а вот совместные занятия, игры, тренинги, диагностика и профилактика отклонений востребованы семьями в два раза меньше. Это тревожный сигнал, считают специалисты. «Решающую роль в развитии ребенка играют не инструкции к детскому садику, а счастливое проживание детства. Вся концепция well-being построена на умении счастливо прожить это время с ребенком, помочь семье в этом — смысл работы консультанта», — заявляет докладчик, заслуженный профессор ВШЭ Ирина Абанкина.

Страх помощи

В России не сформирована традиция обращения за поддержкой. Многие взрослые настолько боятся общественного мнения, что уезжают за консультацией в другой город. «Подумают, что-то не в порядке с моей семьей, с моим ребенком». Некоторые регионы специально организуют «десанты» для работы с селом. Но далеко не все готовы открываться, не все считают нужным такую помощь получать. Поэтому для работы консультантом нужны не просто педагоги, а профессиональные психологи. По данным МЭО, сейчас основной штат составляют воспитатели, музыкальные руководители. Психологов и логопедов в консультационных центрах существенно меньше. Но позитивное в том, что в профессиональную подготовку включаются педуниверситеты.

«Это нормально не знать всего о воспитании и развитии своего ребенка, культура ответственного родительства в том, чтобы это осознавать и вовремя обращаться за помощью. С другой стороны, необходима конфиденциальность любых консультационных услуг»

Абанкина Ирина Всеволодовна
Заслуженный профессор ВШЭ

Время бить в набат

Помощь нужна всем родителям, но грамотно ее организовать оказывается непростой задачей. В регионах-лидерах 300-500 консультаций в квартал на каждого сотрудника, а есть центры с 2-3 такими обращениями. «Когда видим, что развернута инфраструктура почти на 15 тысяч центров, а в большинстве обращений ничтожно мало, мы готовы бить в набат и заявлять о системной проблеме», — говорит Абанкина.

«В Министерстве просвещения есть рейтинг с показателями по регионам, если Институт образования поделится результатами, мы дополним его данным критерием»

Юлия Михайловна Сачко
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России

Если посмотреть динамику обращений, несмотря на пандемию, на очевидный запрос, объем помощи через консультационные центры не увеличивается, а снижается. В 2018-м таких обращений было 27 на одного сотрудника, в ковидный 2020-й – 25. Экстраполяция данных числа консультаций в первом квартале текущего года показывает, что в 2021 году их может стать всего 24. В среднем, сотрудник оказывает две-три консультации в месяц. «Это скорее эпизодическая помощь, чем системная работа с родителями», — резюмирует Ирина Абанкина.

Большинство центров работают при детских образовательных организациях. Инфраструктура помощи и дошкольного образования сомкнулась, но это разные задачи. Однако в условиях пандемии такое совмещение оказалось сильной стороной. За консультациями впервые обратились 100 тыс родителей, чьи дети посещали детские садики. 175 тыс было тех, кто прежде не пользовался инфраструктурой дошкольного образования. В целом, число обращений в консультационные центры выросло на 40 процентов.

К позитиву можно отнести хорошую межведомственную согласованность на всех уровнях. Есть хорошие примеры, когда возникают мобильные сервисы, коробочные решения, формируется обратная связь. Но все-таки консультационная помощь должна носить более адресный и персональный характер, существовать как отдельная услугой, которую государство обеспечивает семьям, — считают эксперты.

Ирина Абанкина_Презентация (PPTX, 3.46 Мб)

Любовь Олтаржевская_Презентация (PPTX, 1.69 Мб)

Элина Яковлева_Презентация (PPTX, 8.40 Мб)

Посмотреть запись семинара по ссылке.

Подробнее  о теме возможно узнать из серии вебинаров в  рамках реализации проекта «Организационно-техническое и экспертно-методическое сопровождение деятельности центров (служб) оказания психолого-педагогической, диагностической и консультационной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, преимущественно не посещающих дошкольные образовательные организации». 

Вебинар 1
Вебинар 2
Вебинар 3

Презентации
Сайт проекта