• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Чему учит «внеучебка»? – кружки, студии и секции в университете могут дать студентам не меньше, чем лекции и семинары

В любом американском фильме про студентов можно увидеть, как серьезно там относятся к тому, что называется внеучебной деятельностью. Начиная от театральных кружков и конкурсов «Мисс университет» – и заканчивая любыми формами студенческого самоуправления. В России внеучебная деятельность не так сильно развита, и, оказывается, зря. Исследования доказали, что такая активность в вузе успешно развивает гибкие навыки – то, с чем зачастую не очень справляется учебная программа. Ирина Щеглова и Оксана Дремова из Центра социологии высшего образования Инобра предложили, как сделать внеучебную деятельность привлекательной для российских студентов. Этому посвящен очередной бюллетень Мониторинга экономики образования, который ведет Вышка.

Чему учит «внеучебка»? – кружки, студии и секции в университете могут дать студентам не меньше, чем лекции и семинары

Специальные навыки, развитию которых, в основном, и посвящены лекции и семинары, быстро устаревают. А вот с универсальными в вузах проблема – на слабый их прирост в процессе учебы указывали несколько крупных исследований последних лет. Все больший интерес в мире вызывает внеучебная деятельность студентов – доказано, что она помогает совершенствовать критическое и аналитическое мышление, коммуникацию, умение работать в команде, самооценку и т.д. Доказано положительное влияние активности вне вузовской аудитории и на успеваемость, и на дальнейшее трудоустройство.

В американских вузах принято не ограничивать присутствие в вузе только учебой – в разные формы внеучебной активности вовлечены до 95% студентов. Это и самоуправление, и спорт, и творчество, и дополнительные научные семинары или кружки и тд. В России традиция другая: 67% студентов не участвуют в культурных, научных, спортивных мероприятиях, а 80% не занимаются организационной деятельностью. Более того, от первого курса к последнему интерес к внеучебной активности падает. Ирина Щеглова и Оксана Дремова проанализировали  причины такого спада. «Низкая вовлеченность студентов во внеучебную деятельность является следствием высокой академической нагрузки и трудовой занятости студентов. В то же время студенты не видят ценности внеучебной деятельности. Они не понимают, зачем им тратить время на мероприятия, которые нигде не учитываются, и нет уверенности, что полученные знания и навыки могут пригодиться в дальнейшем», – сказано в докладе.

Авторы исследования предлагают вузам несколько решений – как вовлечь студентов во внеучебную активность. Например, перераспределить учебную нагрузку, проводить информационные кампании, создать специальные офисы по типу зарубежных Student Affairs Office (так сделано в Вышке), учитывать внеучебные достижения в учебном плане или включать в диплом в качестве дополнительных дисциплин сверх учебного плана.


Подробнее