Школа на цифровом перепутье – названы главные риски для обновления технологий в общем образовании
Технологический разрыв между городом и деревней пока сохраняется, но за те полтора-два года, что система образования провела в ковидной «новой реальности», многое изменилось к лучшему: прежде всего, в школах появился массовый интернет. Технические проблемы стали менее острыми, на первый план вышло другое – учителя отмечают, что им не хватает практических знаний. Появился запрос на то, чтобы подстроить систему повышения квалификации педагогов под новые требования цифровой дидактики, давать учителям больше «цифровых» знаний и умений практической направленности.
«В целом цифровая трансформация развивается по трем направлениям: технологическое переоснащение, изменения в учебном процессе и управлении. Сначала, до ковида, на первом плане была технологическая проблема. Сейчас, когда она в целом решена, мы видим разделение – кто-то идет в сторону образовательных, а кто-то в управленческих изменений, школы по-разному идут к цифровой трансформации. Здесь открывается большой потенциал для кооперации. Тем более, в этом заинтересованы регионы, которые готовы делать сильные школы наставниками слабых», – пояснил соавтор исследования, ведущий эксперт Лаборатории цифровой трансформации образования Кирилл Савицкий.
Нужна система механизмов поддержки цифрового обновления, которую можно было бы настроить под конкретную школу. Эксперты говорят о потребности в «ясных моделях и тиражируемых образцах работы школы в цифровой среде, системе поддержки и распространения результативных педагогических методик, разработке информационных систем, которые поддерживают индивидуальное планирование школой своей работы по цифровому обновлению».
Нужна также и поддержка родителей. В целом семьи относятся к «цифре» консервативнее, чем педагоги. Если в среде последних большинство признаёт, что применять новые технологии нужно, то для родителей всё не так однозначно: мнения разделились почти пополам. 44,6% поддерживают развитие «цифры» в школе, а 37,9% считают, что учить надо традиционными методами. «Сопоставление результатов опроса родителей с мнениями учителей по поводу использования новых цифровых технологий в школе позволяет предположить отсутствие у них общего видения процесса развития цифровой образовательной среды», – сказано в исследовании. Но здесь есть интересный нюанс – большинство родителей младших школьников настороженно относятся к «цифре», а среди родителей старших учеников большинство осознает необходимость цифровой трансформации. То есть, в процессе учебы ребенка семьи становятся сторонниками цифрового обновления школ.