• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Школа на цифровом перепутье – названы главные риски для обновления технологий в общем образовании

На пути к полноценной цифровой трансформации школы остаётся много барьеров. Некоторые уже можно назвать традиционными, их на раз-два не устранишь – это проблемы с инфраструктурой, масштаб которых зависит от регионов, и нехватка финансов. Другие вполне решаемы – ведь можно учиться другому отношению к личным гаджетам в школе и объяснять родителям, что несут новые технологии. Команда лаборатории цифровой трансформации образования подготовила обзор этих барьеров – он выпущен в серии бюллетеней Мониторинга экономики образования, который ведет Вышка.  

Школа на цифровом перепутье – названы главные риски для обновления технологий в общем образовании

Технологический разрыв между городом и деревней пока сохраняется, но за те полтора-два года, что система образования провела в ковидной «новой реальности», многое изменилось к лучшему: прежде всего, в школах появился массовый интернет. Технические проблемы стали менее острыми, на первый план вышло другое – учителя отмечают, что им не хватает практических знаний. Появился запрос на то, чтобы подстроить систему повышения квалификации педагогов под новые требования цифровой дидактики, давать учителям больше «цифровых» знаний и умений практической направленности.

«В целом цифровая трансформация развивается по трем направлениям: технологическое переоснащение, изменения в учебном процессе и управлении. Сначала, до ковида, на первом плане была технологическая проблема. Сейчас, когда она в целом решена, мы видим разделение – кто-то идет в сторону образовательных, а кто-то в управленческих изменений, школы по-разному идут к цифровой трансформации. Здесь открывается большой потенциал для кооперации. Тем более, в этом заинтересованы регионы, которые готовы делать сильные школы наставниками слабых», – пояснил соавтор исследования, ведущий эксперт Лаборатории цифровой трансформации образования Кирилл Савицкий. 

Нужна система механизмов поддержки цифрового обновления, которую можно было бы настроить под конкретную школу. Эксперты говорят о потребности в «ясных моделях и тиражируемых образцах работы школы в цифровой среде, системе поддержки и распространения результативных педагогических методик, разработке информационных систем, которые поддерживают индивидуальное планирование школой своей работы по цифровому обновлению».

Нужна также и поддержка родителей. В целом семьи относятся к «цифре» консервативнее, чем педагоги. Если в среде последних большинство признаёт, что применять новые технологии нужно, то для родителей всё не так однозначно: мнения разделились почти пополам. 44,6% поддерживают развитие «цифры» в школе, а 37,9% считают, что учить надо традиционными методами. «Сопоставление результатов опроса родителей с мнениями учителей по поводу использования новых цифровых технологий в школе позволяет предположить отсутствие у них общего видения процесса развития цифровой образовательной среды», – сказано в исследовании. Но здесь есть интересный нюанс – большинство родителей младших школьников настороженно относятся к «цифре», а среди родителей старших учеников большинство осознает необходимость цифровой трансформации. То есть, в процессе учебы ребенка семьи становятся сторонниками цифрового обновления школ.  

Доклад подготовила команда лаборатории цифровой трансформации образования – Александра Горяйнова, Ирина Дворецкая, Эрен Кочак, Кирилл Савицкий, – а также ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования Татьяна Мерцалова. Прочитать его можно здесь