• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Семьи просят гарантий – эксперты Инобра указали на «белые пятна» в законах о семейном образовании

В этом году семейному образованию в России исполняется 30 лет, но это только на бумаге. Когда в 1992 году такое право появилось в законе, пользовались им единицы. В последние годы семейное образование становится всё популярнее – только за прошлый учебный год число тех, кто учится дома, увеличилось почти на треть. Но пробелов в законодательстве по-прежнему много, одни и те же вопросы по-разному решаются в разных районах и школах, если ученики к ним прикреплены. Как лучше устранить эти пробелы, советуют эксперты Инобра – профессор института Алексей Майоров, заведующий лабораторией образовательного права Семён Янкевич и научный сотрудник лаборатории Надежда Княгинина. Их статья опубликована в журнале «Образовательная политика».

Семьи просят гарантий – эксперты Инобра указали на «белые пятна» в законах о семейном образовании

© AI

На протяжении нескольких лет на экспертно-аналитическом портале лаборатории образовательного права «273‑ФЗ.РФ» собирали и анализировали обращения семей и школ. Родители и педагоги рассказывали о проблемах, связанных с семейным образованием. Типичных проблем, как выяснилось, несколько. Это, например, неопределенность в вопросах того, как проходить промежуточную аттестацию в школах, и неясность с подготовкой к ней – в частности, школа, к которой ученик приписан в качестве экстерна, вроде бы должна обеспечить его пособиями и учебниками. Но – только «на время прохождения аттестации». Как это понимать – каждая школа решает, исходя из своих возможностей и желания.

Вопрос, о котором споры идут уже много лет – должны ли родители получать компенсацию за то, что берут на себя функцию школы. Ведь бюджет выделяет школе деньги на обучение ребенка. Логично было бы финансировать и обучение в семье? К такому решению в той или иной форме пришли только в пяти регионах и еще нескольких муниципалитетах.

Неопределенность остается и в вопросе о том, может ли ученик некоторые предметы проходить в школе, к которой приписан в качестве экстерна. Формально да, но на практике нет понимания, как делить эти обязанности между семьей и школой – и, опять же, это должно быть оплачено.

Авторы статьи дают восемь рекомендаций – как можно юридически настроить модель семейного образования. Они касаются и устранения названных выше пробелов, и в целом упрощения процедуры – например, о переходе на семейное обучение можно было бы заявлять через госуслуги, а если разработать типовой договор (и о семейном образовании, и о сочетании нескольких форм), он облегчил бы жизнь муниципалитетам и школам.

Прочитать статью «Модель законодательных изменений семейной формы общего образования» можно здесь