Семьи просят гарантий – эксперты Инобра указали на «белые пятна» в законах о семейном образовании
На протяжении нескольких лет на экспертно-аналитическом портале лаборатории образовательного права «273‑ФЗ.РФ» собирали и анализировали обращения семей и школ. Родители и педагоги рассказывали о проблемах, связанных с семейным образованием. Типичных проблем, как выяснилось, несколько. Это, например, неопределенность в вопросах того, как проходить промежуточную аттестацию в школах, и неясность с подготовкой к ней – в частности, школа, к которой ученик приписан в качестве экстерна, вроде бы должна обеспечить его пособиями и учебниками. Но – только «на время прохождения аттестации». Как это понимать – каждая школа решает, исходя из своих возможностей и желания.
Вопрос, о котором споры идут уже много лет – должны ли родители получать компенсацию за то, что берут на себя функцию школы. Ведь бюджет выделяет школе деньги на обучение ребенка. Логично было бы финансировать и обучение в семье? К такому решению в той или иной форме пришли только в пяти регионах и еще нескольких муниципалитетах.
Неопределенность остается и в вопросе о том, может ли ученик некоторые предметы проходить в школе, к которой приписан в качестве экстерна. Формально да, но на практике нет понимания, как делить эти обязанности между семьей и школой – и, опять же, это должно быть оплачено.
Авторы статьи дают восемь рекомендаций – как можно юридически настроить модель семейного образования. Они касаются и устранения названных выше пробелов, и в целом упрощения процедуры – например, о переходе на семейное обучение можно было бы заявлять через госуслуги, а если разработать типовой договор (и о семейном образовании, и о сочетании нескольких форм), он облегчил бы жизнь муниципалитетам и школам.
Прочитать статью «Модель законодательных изменений семейной формы общего образования» можно здесь