Застряли за партами – школе трудно отказаться от ритуалов, в которых ученик – просто винтик
Школа до сих пор выглядит ровно так, как ее описывал Эрвин Гоффман много десятилетий назад в труде про «тотальные институты». «Сложившиеся практики в школе предписывают ребенку его место (парта), его способ общения с учителями (с позиции подчиненного), его время говорить (поднятая рука), его возможности действовать (когда разрешено учителем), его способы учиться (дидактика)», – констатирует Полина Гавриленко. Возможностей для развития самостоятельности немного, и все-таки этот поведенческий монолит понемногу разрушается, о чем свидетельствуют интервью, проведенные с московскими учителями.
В частности, описано, в какой степени респонденты меняют ритуалы вроде того, что нужно встать, когда входит педагог («Большинство ритуалов демонстрируют власть учителя над детьми», – отмечено в статье), дисциплинарные практики, отношения между учителем и учеником. Несмотря на желание многое поменять, педагоги в той или иной степени придерживаются всех прежних правил и традиций. Автор приходит к выводу, что виноват в этом сам формат урока (он «по-прежнему является высоконормативным пространством»), давление программы и предстоящих аттестаций. Чем актуальнее ОГЭ, ЕГЭ и другие проверки, тем чаще учитель обращается к традиционным формам общения и поддержания дисциплины.
«Смягчение практик, появление более гибких правил, смена ролей связаны с внеурочным пространством. Появление таких практик, как неформальное общение в социальных сетях, «коворкинг», «рефлексивный круг» позволяет гибче реагировать на интересы и запросы детей, создавать условия для проявления детской самостоятельности и инициативы», – пишет Полина Гавриленко. Она приходит к выводу, что потенциал развития самостоятельности в школе лежит скорее во внеурочных практиках, где учителю легче отказаться от ритуалов, а детям – предлагать свои инициативы.