• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Застряли за партами – школе трудно отказаться от ритуалов, в которых ученик – просто винтик

Чтобы добиваться успеха в жизни, нужно быть активным и самостоятельным. Умеет ли современная школа развивать эти качества – вопрос по-прежнему дискуссионный. Полина Гавриленко, аналитик проектно-учебной лаборатории по оценке эффективности государственных мер развития образования, изучила тренд деструктурации в школьных практиках – так называют постепенный распад какой-либо жесткой структуры. В данном случае – ритуалов, связанных с ходом урока и общением учителя и ученика. Исследовательница пришла к выводу, что потенциал для развития самостоятельности – скорее вне урока. А «от звонка до звонка» школьные традиции слишком сильны, чтобы ребенок или подросток принимал решения.

Застряли за партами – школе трудно отказаться от ритуалов, в которых ученик – просто винтик

© AI

Школа до сих пор выглядит ровно так, как ее описывал Эрвин Гоффман много десятилетий назад в труде про «тотальные институты». «Сложившиеся практики в школе предписывают ребенку его место (парта), его способ общения с учителями (с позиции подчиненного), его время говорить (поднятая рука), его возможности действовать (когда разрешено учителем), его способы учиться (дидактика)», – констатирует Полина Гавриленко. Возможностей для развития самостоятельности немного, и все-таки этот поведенческий монолит понемногу разрушается, о чем свидетельствуют интервью, проведенные с московскими учителями.

В частности, описано, в какой степени респонденты меняют ритуалы вроде того, что нужно встать, когда входит педагог («Большинство ритуалов демонстрируют власть учителя над детьми», – отмечено в статье), дисциплинарные практики, отношения между учителем и учеником. Несмотря на желание многое поменять, педагоги в той или иной степени придерживаются всех прежних правил и традиций. Автор приходит к выводу, что виноват в этом сам формат урока (он «по-прежнему является высоконормативным пространством»), давление программы и предстоящих аттестаций. Чем актуальнее ОГЭ, ЕГЭ и другие проверки, тем чаще учитель обращается к традиционным формам общения и поддержания дисциплины.

«Смягчение практик, появление более гибких правил, смена ролей связаны с внеурочным пространством. Появление таких практик, как неформальное общение в социальных сетях, «коворкинг», «рефлексивный круг» позволяет гибче реагировать на интересы и запросы детей, создавать условия для проявления детской самостоятельности и инициативы», – пишет Полина Гавриленко. Она приходит к выводу, что потенциал развития самостоятельности в школе лежит скорее во внеурочных практиках, где учителю легче отказаться от ритуалов, а детям – предлагать свои инициативы.

Статья «Изменения в представлениях и практиках школьных учителей как основа для самостоятельного действия подростка. Институциональный подход» опубликована в журнале «Психологическая наука и образование». Прочитать ее можно здесь