• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Выкопать корни неравенства – в Инобре ищут способы создать для всех школьников одинаковые возможности

Неравенство часто называют главной проблемой системы образования. На первый взгляд кажется, что с его причинами всё более-менее понятно: у бедных семей меньше возможностей, чем у богатых, а у жителей села меньше шансов на успех, чем у городских школьников. Но на самом деле у неравенства есть более глубокие корни, уходящие в область культурных привычек, психологии разных семей. Поэтому не редки ситуации, когда один подросток мог бы получать блестящее образование, но и не думает идти в вуз, а другой заранее нацелен на лучший университет, несмотря на средние способности. Изучение социокультурных основ неравенства – большой проект Центра социологии культуры Инобра, недавно он получил грант РНФ. Аспиранты также включатся в эти исследования и могут сделать немало открытий, помочь системе образования создать больше возможностей для всех. Рассказывает научный сотрудник центра Екатерина Павленко.

Выкопать корни неравенства – в Инобре ищут способы создать для всех школьников одинаковые возможности

Николай Богданов-Бельский

«Скрытые основы неравенства мало изучены в России. Этой проблемой давно занимается западная социология. Так Пьер Бурдьё описал, как благополучные классы ставят барьеры менее благополучным, чтобы защитить свою группу. Мишель Ламонт пошла дальше, она описала в этом контексте два важных механизма – признание (как человека оценивают другие в процессе коммуникации) и достоинство – культурный конструкт, который человек выстраивает для себя. Например, рабочие, если их считают низким социальным классом, выстраивают альтернативный механизм достоинства на основе идеи «Я занимаюсь честным трудом».

Если применять это к системе образования, то можно многое понять по тому, как ребенка маркируют в сообществе, в школе. Как он общается с детьми, как разговаривают с ним учителя. Какие ценности связаны с его семьей – например, если семья относится к какой-то диаспоре, то они могут иметь свои критерии достоинства, которые входят в противоречие с теми, что ребенок видит в школе. Оценки также играют важную роль. Например, на их основе ребенок начинает думать, что высшее образование не для него, или что он не умеет учиться, а на самом деле это не так: система настроена таким образом, что в ней успеха могут добиться люди с другим набором характеристик. 

Своими исследованиями мы хотим восполнить пробелы, потому что мало известно о том, к каким группам люди себя относят и какие барьеры для себя видят, почему не видят какие-то возможности или не хотят ими пользоваться. Сейчас в контексте неравенства те же школьники разделены «широкими мазками»: бедные, богатые, те, у кого родители с высшим образованием и т.д. А какие есть реальные группы, а не статистические, мы почти не знаем. Предстоит изучить и описать это разнообразие, а далее найти  решения, как развивать социальную мобильность, как сделать ее многовариантной. Аспиранты будут выделять разные группы, искать способы операционализации (то есть проявления теоретических конструктов – например, по каким признакам мы можем оценить признание, достоинство и т.д.). Сейчас эта работа строится на основе интервью, данных соцсетей, лонгитюда «Траектории в образовании и профессии», а можно извлечь из него гораздо больше данных, использовать методы наблюдения и многое другое.

В перспективе результатом этой работы могут стать инструменты для преодоления неравенства, рекомендации для школы, как сделать, чтобы наименее ресурсные группы получили больше возможностей. Мы хотим, чтобы инструменты по преодолению неравенства были встроены в образовательную политику, в профориентацию. Тогда система будет работать не только на поддержку тех, кто наиболее успешно себя в ней показывает, а для успеха каждого».   

Исследование социокультурных основ неравенства – одно из грантовых направлений в аспирантской школе по образованию ВШЭ. Подробнее об аспирантской школе

Подробнее о Центре социологии культуры