• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Девушкам в STEM нужна вера в себя – успеху в естественных науках, инженерии и математике мешает низкая самооценка

Когда-то девушкам было труднее поступить в университет, чем юношам, но теперь об этом можно прочитать разве что в книжках. Сейчас женщин в вузе даже больше, чем мужчин, но последним бастионом «старого мира» остаются STEM – так для краткости называют специальности в области естественных наук, технологий, инженерии и математики. Здесь женщин не более трети. Наталия Лебедева и Ксения Вилкова (Центр социологии высшего образования) изучили этот вопрос с точки зрения мотивации – как для учебы, так и для построения карьеры. Их статья «Почему девушки не выбирают STEM: гендерные различия в мотивационных ориентирах» опубликована в журнале «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены».

Девушкам в STEM нужна вера в себя – успеху в естественных науках, инженерии и математике мешает низкая самооценка

© AI

Исследование основано на данных опросах и интервью со студентами. Оно показало, что девушки считают юношей более способными в области STEM – и сами юноши тоже так считают. Исследовательницы пишут о «стереотипно маскулинной природе» этих областей науки, которая порождает у девушек «комплекс самозванца»: они демонстрируют низкую самооценку в области математики. Добиваясь равных с мужчинами успехов во время учебы, склонны подчеркивать, что им это дается упорным трудом и усидчивостью. Девушки верят в природный талант к STEM и приписывают его мужчинам: «Что пацан сделает, то у него сразу получается, а ты сидишь корпишь над этими книгами, пытаешься понять, бьется и не можешь» (цитата из интервью). И юноши, действительно, относятся к учебе легкомысленнее, часто отдавая предпочтение хобби и личной жизни, им не так важны отличные оценки – это тоже показало исследование. А еще девушки склонны объяснять свои успехи в учебе внешними факторами – уровнем подготовки преподавателя, возможностью заниматься с репетиторами и т.д. 

Разная мотивация проявляется и дальше, в том, как строят карьеру. Девушки чаще соглашаются на непривлекательную, малооплачиваемую работу, меньше верят в карьерный рост. Чаще задумываются, что надо было выбрать профессии, которые кажутся проще – например, экономику. Чаще уходят в другие профессии – юноши же остаются более нацеленными на карьеру в выбранной области.

«Результаты нашего исследования подтверждают наличие гендерной сегрегации в STEM. Трудности, с которыми сталкиваются девушки, подчеркивают необходимость их поддержки на первых этапах учебы», – сказано в статье. В частности, можно разработать специальные программы, которые бы поддерживали студенток инженерных вузов, им помогли бы специальные наставники (а еще лучше наставницы). Такой подход помог бы остановить утечку женщин из STEM.

Статью Наталии Лебедевой и Ксении Вилковой можно прочитать здесь