Бумеранг дискриминации: стереотипы в отношении девушек на STEM-специальностям мешают юношам тоже
Наталья Малошонок исследовала взаимосвязь между гендерными стереотипами и показателями вовлеченности для студентов инженерных направлений трех российских вузов. В качестве гендерного стереотипа выступала убежденность девушек и юношей в том, что мужчины более способны для изучения математики. Для измерения вовлеченности использовались два параметра: активность на занятиях (частота, с которой студент участвует в обсуждении, задает содержательные вопросы, делает презентации) и невовлеченность (срыв сроков сдачи заданий, неподготовленность на занятии или неявка). Зарубежные исследования говорят, что именно на эти показатели вовлеченности могут влиять соотношения полов в группе или пол преподавателя: там, где доминируют мужчины, студентки становятся менее активны, но более усидчивы и прилежны.
Гипотеза состояла в том, что убежденность мужчин в своем превосходстве в математике будет приводить к более высокой вовлеченности за счет ощущения своего привилегированного положения, в то время как женщины, имеющие похожие убеждения, окажутся менее вовлеченными в учебный процесс. Но это подтвердилось лишь для девушек. Мужчины, убежденные в своем превосходстве на STEM-специальностях, напротив, «рассматривают достижения без усилий как предпочтительную стратегию обучения». Они чаще пренебрегают выполнением заданий и посещением занятий, поскольку могут думать, что раз у них лучшая репутация в глазах преподавателей, то они могут быть менее усердными и прилагать меньше усилий для сдачи экзаменов, — заключает Наталья Малошонок.
Она дает рекомендации, как бороться с гендерными стереотипами в инженерных вузах и факультетах: администрации следует вести разъяснительную работу среди преподавателей о вреде гендерных стереотипов, проводить для них специальные семинары по преодолению стереотипного мышления, регулировать соотношение полов в студенческих группах и среди преподавателей. Помочь студенткам может работа в составе небольших групп и внедрение активных методов учебы, таких, как перевернутый класс.
Статья «Вред не только для женщин: гендерные стереотипы и вовлеченность студентов-инженеров в российских вузах» опубликована в European Journal of Engineering Education, прочитать ее можно здесь
Малошонок Наталья Геннадьевна
Центр социологии высшего образования: Старший научный сотрудник