• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Бумеранг дискриминации: стереотипы в отношении девушек на STEM-специальностям мешают юношам тоже

«Профессия не для девочек» — этот ярлык сопровождает инженерные специальности во всем мире. Россия не исключение. Если сломать этот стереотип, можно отчасти решить проблему нехватки инженерных кадров. Но чтобы это сделать, надо лучше исследовать механизмы такого неравенства. Наталья Малошонок из Центра социологии высшего образования провела исследование и обнаружила, как дискриминация женщин в STEM-специальностях вредит не только самим девушкам, но и юношам, которые учатся вместе с ними.

Бумеранг дискриминации: стереотипы в отношении девушек на STEM-специальностям мешают юношам тоже

© AI

Наталья Малошонок исследовала взаимосвязь между гендерными стереотипами и показателями вовлеченности для студентов инженерных направлений трех российских вузов. В качестве гендерного стереотипа выступала убежденность девушек и юношей в том, что мужчины более способны для изучения математики. Для измерения вовлеченности использовались два параметра: активность на занятиях  (частота, с которой студент участвует в обсуждении, задает содержательные вопросы, делает презентации) и невовлеченность (срыв сроков сдачи заданий, неподготовленность на занятии или неявка). Зарубежные исследования говорят, что именно на эти показатели вовлеченности могут влиять соотношения полов в группе или пол преподавателя: там, где доминируют мужчины, студентки становятся менее активны, но более усидчивы и прилежны.  

Гипотеза состояла в том, что убежденность мужчин в своем превосходстве в математике будет приводить к более высокой вовлеченности за счет ощущения своего привилегированного положения, в то время как женщины, имеющие похожие убеждения, окажутся менее вовлеченными в учебный процесс. Но это подтвердилось лишь для девушек. Мужчины, убежденные в своем превосходстве на STEM-специальностях, напротив, «рассматривают достижения без усилий как предпочтительную стратегию обучения». Они чаще пренебрегают выполнением заданий и посещением занятий, поскольку могут думать, что раз у них лучшая репутация в глазах преподавателей, то они могут быть менее усердными и прилагать меньше усилий для сдачи экзаменов, — заключает Наталья Малошонок.

Она дает  рекомендации, как бороться с гендерными стереотипами в инженерных вузах и факультетах: администрации следует вести разъяснительную работу среди преподавателей о вреде гендерных стереотипов, проводить для них специальные семинары по преодолению стереотипного мышления, регулировать соотношение полов в студенческих группах и среди преподавателей. Помочь студенткам может работа в составе небольших групп и внедрение активных методов учебы, таких, как перевернутый класс.

Статья «Вред не только для женщин: гендерные стереотипы и вовлеченность студентов-инженеров в российских вузах» опубликована в European Journal of Engineering Education, прочитать ее можно здесь