• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Русский тест критического мышления: первая «примерка»

Мы окружены фейками, и это не единственный вызов, для преодоления которого важно развитое критическое мышление. Можно сказать, что без него вообще трудно представить нормальную жизнь в современном мире, а тем более — в онлайне. Все это, вроде бы, признают — даже ФГОСы в области высшего образования (как, впрочем, и среднего), в которых развитие критического мышления называют одним из важных образовательных результатов. Но ни в школе, ни в вузе нет четкого понимания, как развивать, а тем более измерять эту «опцию». Метод решения проблемы предлагают исследователи Инобра — они описали модель будущего инструмента. Статья Ксении Тарасовой и Екатерины Орел (лаборатория «Моделирование и оценка компетенций в высшем образовании») опубликована в новом номере «Вопросов образования». 

Русский тест критического мышления: первая «примерка»

В мире есть опыт измерения критического мышления у студентов, и уже довольно богатый – первая методика появилась в англоязычных странах полвека назад. За это время создан уже почти десяток инструментов, устроенных по-разному — тестов, построенных на множественном выборе или открытых вопросах (когда нет вариантов ответа); на бланковых, компьютерных формах или эссе… В статье подробно разбирают их плюсы и минусы, но полюбоваться этим богатством мы можем лишь издали — переводить их на русский дорого, сложно и чаще всего бессмысленно по многим причинам, от нюансов культурных различий до авторских прав. 

Ксения Тарасова и Екатерина Орел предлагают разработать русскоязычный тест «с нуля» и определяют для него оптимальную методологию, концептуальную рамку и типы заданий. Они доказывают, что лучше всего покажут себя задания сценарного типа (студент демонстрирует, как будет действовать в той или иной ситуации, близкой к реальности), «расшифровывать» которые предстоит по методологии ECD. Это когда критическое мышление сначала разложат на составляющие (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей), для каждой найдут свидетельства и определят формы наблюдаемого поведения, а уже под эти действия будут «подогнаны» варианты развития сценария в каждой задаче. В статье предложены восемь форм заданий, среди которых эссе, выбор утверждения, редактирование текста и другие.

Методология, о которой пишут Ксения Тарасова и Екатерина Орел, позволяет создать современный инструмент, который сможет учитывать каждую составляющую конструкта «критическое мышление в онлайн-среде». Его сценарии будут достаточно разнообразны и приближены к реальной жизни студента, чтобы проходить их было интересно – а это важная задача: оценки за критическое мышление в вузе не ставят, а значит, у студента нет мотива углубляться в скучный тест. 


Прочитать статью «Измерение критического мышления студентов в открытой онлайн-среде» можно здесь