• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Как теории ломаются о реальную школу: на «Мастерской учителя» разобрали, почему идеи Петра Гальперина не стали массовыми

Наверняка этот вопрос возникает у многих: если в области педагогики рождаются такие мощные новации, которые мы продолжаем обсуждать десятилетиями, то почему они не меняют образование? У теорий Эльконина-Давыдова, Гальперина и др. много последователей, они стали классикой, которую уже никто не опровергает, но при этом массовая школа выглядит почти так же, как сто лет назад. В чем здесь загвоздка, обсуждали на очередной «Мастерской учителя», посвященной теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий Петра Гальперина. О ее применении на практике рассказывал профессор Инобра Андрей Подольский — ученик Гальперина, который 20 лет работал в его команде и видел и расцвет, и закат всеобщего интереса к этой идее.

Как теории ломаются о реальную школу: на «Мастерской учителя» разобрали, почему идеи Петра Гальперина не стали массовыми

СНАЧАЛА — ВСЕЛЕНСКИЙ БУМ

Мечта любого учителя — чтобы ученики легко, но при этом качественно усваивали материал на уроке. Эту задачу призвана решить теория поэтапного формирования умственных действий, которую предложил советский психолог Петр Яковлевич Гальперин. Одно из ее достоинств в универсальности для всех возрастов: ее применяют, начиная с дошкольного этапа и заканчивая курсами повышения квалификации и профессиональной переподготовкой. 

«Вообще, амбиций у психологии учения очень много — как и у всего, что связано с присвоением человеком общественного опыта. Но мы довольно мало знаем об истории успеха, когда теории массово работают на практике. Все знают, что вот есть теория, которая вошла в золотой фонд. На первых порах она вызывала вселенский бум — наконец-то школа получает от психологии то, что давно хотела получить».

Подольский Андрей Ильич
Профессор Института образования НИУ ВШЭ

Согласно теории Гальперина, в процессе формирования умственного действия можно выделить шесть этапов: 

— мотивация (создание личностного отношения к усвоению действий), 

— формирование ориентировочной основы будущего действия (ознакомление с ним на практике),

— этап материальных (с реальными предметами) или материализованных (с предметами-заместителями) действий.

— этап внешнеречевых действий (действие продолжает осваиваться уже без опоры на реальные предметы),

— этап внутренней речи про себя,

— этап умственных действий (при этом действие подвергается существенным преобразованиям: оно сокращается, автоматизируется и уходит из сферы сознания).


ПЕРВЫЕ СБОИ ЗАСТАВИЛИ ЗАДУМАТЬСЯ

Внедрение теории приводит к удивительным результатам, рассказал Андрей Подольский: в первую очередь он отметил сокращение сроков обучения, которое не только не препятствует усвоению нового материала, но и повышает качество его усвоения. Во вторую очередь, у большинства повышается интерес к учебе и растет успеваемость. Более того, возникает возможность организовать дифференцированное обучение. Кажется, что идеальное решение для повышения качества образования найдено. Однако теория все же имеет ряд ограничений.

«На первом этапе был безграничный оптимизм, где-то до 80-х казалось возможным радикально перестроить методы обучения, это демонстрировалось в огромном количестве работ на разных материалах и возрастах. Я имел счастье участвовать в этих экспериментах, видел, как это работает. Что случилось потом, в чем разочарование, почему вдруг энтузиасты остались, но широко теория не разошлась?»

Подольский Андрей Ильич
Профессор Института образования НИУ ВШЭ

Неудачи начались в экспериментах 70-х. В одном из них — на формирование внимательности у младших школьников — участвовали дети, «которых Петр Яковлевич называл чемпионами по невнимательности, они делали в диктанте по 10 ошибок на страницу». Тогда не получилось достичь результата с несколькими детьми, стали разбираться в причинах, они оказались связаны с установками, полученными в семье. Эксперимент 80-х с внедрением теории Гальперина в школах, работавших по системе Эльконина-Давыдова, показал неудачу уже в 30% случаев. А эксперимент с детьми с компенсированными речевыми нарушениями вообще не получался до тех пор, пока с ними не стали заниматься едва ли не с нуля. 

«Оказывается, их учили в прямом, буквальном смысле, учебная деятельность не формировалась, у них не существовало понимания, что такое безошибочность и зачем она нужна в жизни. Мы придумывали для них игры, показывали мультфильм «Остров ошибок» о том, что из-за ошибок могли зайки погибнуть, поезд разбиться...» 

Подольский Андрей Ильич
Профессор Института образования НИУ ВШЭ

БЕЗ ТРУДА НЕ СОБЕРЕШЬ «КОНСТРУКТОР» 

Оказалось, что прямой переход от базовых психологических закономерностей к выстроенному процессу обучения получается только тогда, когда это простые варианты, без учета особенностей «сложных» детей. В жизни так не бывает, поэтому, чтобы всё заработало, нужно в каждом случае прикладывать много усилий — строить индивидуальную модель, описывать компетенции, возраст, психологическое особенности, причем не только ученика, но и учителя, потому что, например, между педагогами 23 лет и 56 лет — большая разница. Нужно расписывать, что может быть реализовано в конкретных условиях. Тогда работа по созданию психолого-педагогических моделей становится искусством возможного: педагог решает, где можно пойти на бОльшие издержки, а где на упрощение моделей.

«Мораль № 1: есть реальный ребенок, «корявый», неправильный, и есть правильная, «круглая» научная модель. Мораль № 2: успешное воплощение модели предполагает не универсальную процедуру, а творческую адаптацию, проектирование. Мораль № 3: это трудозатратно, гораздо проще схватить поверхностные вещи из гальпернской модели, и там, где ситуация несложная, это сработает».

Подольский Андрей Ильич
Профессор Института образования НИУ ВШЭ

Для вдумчивого педагога, который не боится трудозатрат и хочет решить проблемы, для которых не работает поверхностный подход, теория Петра Гальперина по-прежнему перспективна. Это конструктор, из которого можно собрать свое орудие — конкретную методику. И добиться тех самых результатов, благодаря которым теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий до сих пор популярна во всем мире. 


Видеозапись «Мастерской учителя» здесь 

Дважды в месяц магистранты, выпускники и партнеры программы «Педагогическое образование» встречаются в «Мастерской учителя», чтобы обсудить актуальные темы, обменяться опытом и выработать рекомендации, которые можно применить в своей работе.

Поделитесь идеями для «Мастерской учителя» с ее командой: inletyago@edu.hse.ru