• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Свободные, но без денег: где проходят границы автономии научных подразделений вузов

В СССР всё было однозначно: для больших исследований — Академия наук, а задача университетов — учить студентов, все остальное постольку-поскольку. В наши дни вузовская наука немного выбралась из тени, но остается много белых пятен: до какой степени научные подразделения автономны? Они богаче, свободнее, чем остальные структурные единицы вуза? Результаты исследования Центра статистики и мониторинга науки и инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ представила директор центра Екатерина Стрельцова: это был последний вторничный семинар 2022 года.

Свободные, но без денег: где проходят границы автономии научных подразделений вузов

ПУБЛИКАЦИЙ МНОГО, А ЧТО С ОСТАЛЬНЫМ?

За рубежом университетская наука играет важную роль: это точка роста междисциплинарных исследований, источник заработка всего университета — за счет того, что прикладные разработки продаются в реальный сектор экономики. А еще в таких подразделениях созданы все условия для научных работников, которые могут не отвлекаться на преподавательские функции. В России к такому статусу наука в вузе все еще не пришла.

«В постсоветскую эпоху вузовская наука пришла в непростом положении. В 1995 году в вузовском секторе было занято только 7% исследователей. Сейчас эта доля увеличилась вдвое, и хотя этот процент тоже не очень большой, сегодня сотрудники вузов — авторы или соавторы 70% публикаций».

Стрельцова Екатерина Александровна
Заместитель директора Центра статистики и мониторинга науки и инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Изменения докладчица связала с изменением научно-технической политики 2000-х и появлением таких инициатив, как «Проект 5-100», университетов в статусе НИУ, федеральных, опорных и т.д.

Чтобы понять, как сейчас развивается наука в вузах, с какими барьерами сталкивается и т.д., исследователи провели опрос руководителей подразделений вузов в рамках МЭО. В качестве экспериментальной группы участвовали те, кто определяет научную деятельность в качестве основной (это были не только центры и лаборатории, но и, например, некоторые факультеты), а контрольную группу составили те, кто видит ключевой образовательную функцию. Всего в выборке было 258 организаций. 


СВОБОДА В ТОМ, ЧТО НЕ СВЯЗАНО С ДЕНЬГАМИ

Научные подразделения чаще занимаются прикладными исследованиями (83,7%), чем фундаментальными (65%). Наиболее типичный источник поступлений — гранты государственных научных фондов (64%), на втором месте по значимости контракты российских компаний (60%), правда, зарабатывают на этом немного — в среднем около 16 млн рублей в год. Здесь неожиданно большая разница между московскими и региональными вузами, в последних половина не зарабатывает на контрактах и 5 млн в год. 

«Автономия научных подразделений выше, чем у других: 90% могут сами определять тему своих исследований. Но свободно распоряжаться своим бюджетом может только треть подразделений (среди ненаучных таких только 13%). Лишь 20% могут сами определять уровень оплаты труда своих сотрудников».

Стрельцова Екатерина Александровна
Заместитель директора Центра статистики и мониторинга науки и инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Обеспеченность ресурсами выше, чем у образовательных подразделений, но не хватает нового оборудования (не только собственно научного, но и обычной офисной техники), финансов для стимулирования сотрудников. Часть барьеров связана с расширением кадрового потенциала, в регионах до 40% респондентов не могут нанять новых сотрудников из-за бюрократических ограничений. 


АВТОНОМНОСТЬ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ — ЭТО ВООБЩЕ МИФ?

Среди ключевых выводов исследования — то, что в научных подразделениях вузов всего больше: автономии в решении кадровых вопросов, распоряжении бюджетом, выше оплата труда, активнее проходит процесс цифровизации. И все-таки есть дефицит финансирования и работать приходится на устаревшем оборудовании.

«Чем выше автономия научного подразделения, тем более привлекательные условия труда оно обеспечивает своим сотрудникам, и тем активнее вовлекается в цифровизацию и научную кооперацию. Часто научные подразделения действуют в условиях дефицита финансовых ресурсов, при этом требования к результатам научной работы возрастают»

Стрельцова Екатерина Александровна
Заместитель директора Центра статистики и мониторинга науки и инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Дискуссанты с сомнением отнеслись к тому, что полученные данные могут свидетельствовать о высокой степени автономности вузов.


«Они так автономны, но тут выясняется, что только треть распоряжается своим бюджетом. И лишь каждый пятый может влиять на зарплату сотрудников. Ой, вы все еще автономны, если вы только тему исследований свободно выбираете? И все-таки мы видим диспропорцию между маленьким вкладом университетов в науку и большим вкладом в макулатуру»

Княгинина Надежда Владимировна
Научный сотрудник Лаборатория образовательного права

«Не думаю, что цифры говорят о высокой степени автономности. Но мы должны понимать, что подразделение не может быть автономнее, чем вуз. А здесь мы уже выходим на вопрос о квазиавтономности вузов и о том, что в секторе высшего образования длинных денег ни у кого нет и любая автономность — условная»

Клягин Александр Владимирович
Ведущий эксперт Проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов»

Полная видеозапись семинара здесь

Презентация (PDF, 1.26 Мб)