• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Вузы на пути к «потомственному дворянству»: чтобы не усиливать неравенство, надо поддержать студентов в первом поколении

Россия — страна с одним из самых высоких уровней развития человеческого капитала. Высшее образование стало массовым, но до равенства образовательных возможностей еще далеко. Проблема, характерная для многих стран. Позитивную тенденцию прироста числа мест в вузах почувствовали не все группы населения. Несмотря на всеобщее представление, что вузовский диплом едва ли не обязателен, возникает эффект Матфея: «богатые становятся богаче, а бедные беднее». То есть, перекладывая на язык образования: на лучшие программы ведущих вузов все труднее попасть людям «с улицы», из необеспеченных и малообразованных семей. Они вынуждены получать менее качественное высшее образование или делать вынужденный выбор в пользу СПО. Подобное разделение по образовательным дорогам цементирует социальную стратификацию. Расслоение будет только усиливаться, если не принять меры, да и в принципе охват высшим образованием будет падать из-за демографии и почти универсального спроса на диплом вуза — предупреждают Сергей Малиновский и Екатерина Шибанова из лаборатории «Развитие университетов». Их исследование вышло в серии «Современная аналитика образования».

Вузы на пути к «потомственному дворянству»: чтобы не усиливать неравенство, надо поддержать студентов в первом поколении

© AI

Массовизация высшего образования наметилась еще в СССР, но широким этот процесс стал в 1990-е, когда в вузы пришли социальные группы, ранее в них не представленные. Сыграла роль коммерциализация высшего образования, расширение заочного сегмента  другие факторы. Сейчас, как пишут авторы исследования,  экспансия высшего образования в России завершилась, обеспеченность местами в вузах стабилизировалось. «Однако. как и во многих странах, расширение участия молодежи в третичном образовании во многом произошло за счет менее престижных, краткосрочных и практикоориентированных программ. Места в вузах распределились неравномерно — по группам населения, по университетам, по регионам. Студенты из наименее обеспеченных и малообразованных семей выталкиваются из высшего образования. Качество образования становится социально обусловленной привилегией», — отмечают авторы. В результате перед Россией встал вопрос: как конвертировать массовый охват в большее равенство образовательных возможностей? Ответ на него существенно более сложный, чем расширение количества мест в вузах. 

В докладе проанализированы системные риски высшего образования и предложены варианты ответа на вопрос — как конвертировать массовый охват в большее равенство возможностей? Идеи конкретных шагов акторы объединили в четыре группы. Первая: меры, которые позволяют сделать более информированный и гибкий выбор в области образования. Это развитие навигаторов, цифровых инструментов оценки достижений и консультационных инструментов, развитие прикладного бакалавриата, а также более тесная интеграция вузов и СПО. Второй блок мер — расширение охвата высшим образованием: в том числе меры по финансовому субсидированию учебы, модернизация коммерческого и заочного секторов. Третья группа мер — поддержка «хвостов распределения», талантов и групп риска. Вовлечение малообеспеченных групп, жителей села, студентов в первом поколении, создание системы грантов и т.д. Последняя группа мер — выравнивание региональных различий, во многом это связано с перераспределением ресурсов и бюджетов в масштабах страны.

Исследование «Доступность высшего образования в России: как превратить экспансию в равенство» можно прочитать здесь