Вузы на пути к «потомственному дворянству»: чтобы не усиливать неравенство, надо поддержать студентов в первом поколении
Массовизация высшего образования наметилась еще в СССР, но широким этот процесс стал в 1990-е, когда в вузы пришли социальные группы, ранее в них не представленные. Сыграла роль коммерциализация высшего образования, расширение заочного сегмента другие факторы. Сейчас, как пишут авторы исследования, экспансия высшего образования в России завершилась, обеспеченность местами в вузах стабилизировалось. «Однако. как и во многих странах, расширение участия молодежи в третичном образовании во многом произошло за счет менее престижных, краткосрочных и практикоориентированных программ. Места в вузах распределились неравномерно — по группам населения, по университетам, по регионам. Студенты из наименее обеспеченных и малообразованных семей выталкиваются из высшего образования. Качество образования становится социально обусловленной привилегией», — отмечают авторы. В результате перед Россией встал вопрос: как конвертировать массовый охват в большее равенство образовательных возможностей? Ответ на него существенно более сложный, чем расширение количества мест в вузах.
В докладе проанализированы системные риски высшего образования и предложены варианты ответа на вопрос — как конвертировать массовый охват в большее равенство возможностей? Идеи конкретных шагов акторы объединили в четыре группы. Первая: меры, которые позволяют сделать более информированный и гибкий выбор в области образования. Это развитие навигаторов, цифровых инструментов оценки достижений и консультационных инструментов, развитие прикладного бакалавриата, а также более тесная интеграция вузов и СПО. Второй блок мер — расширение охвата высшим образованием: в том числе меры по финансовому субсидированию учебы, модернизация коммерческого и заочного секторов. Третья группа мер — поддержка «хвостов распределения», талантов и групп риска. Вовлечение малообеспеченных групп, жителей села, студентов в первом поколении, создание системы грантов и т.д. Последняя группа мер — выравнивание региональных различий, во многом это связано с перераспределением ресурсов и бюджетов в масштабах страны.
Исследование «Доступность высшего образования в России: как превратить экспансию в равенство» можно прочитать здесь
Шибанова Екатерина Юрьевна