• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Глаза не обманут: как «заточить» тесты под потребности детей, у которых проблемы с вниманием

Часто говорят, что возможности психометрики почти безграничны: можно создать тесты для любого конструкта, навыка или способности. Однако идеально тесты работают только для «идеального» ребенка — любые нарушения внимания или понимания могут повлиять на результаты. Например, если ученик часто отвлекается во время теста по математике, это не означает, что он плохо разбирается в математике — его результат может быть искажен из-за отвлекающих факторов. Поэтому психометрики не только стараются разработать тесты, которые учтут особенности внимания, но задумываются и о том, как одновременно проверить и основные конструкты, и выявить проблемы с восприятием информации. Этой теме был посвящен семинар «Нейронауки об образовании».

Глаза не обманут: как «заточить» тесты под потребности детей, у которых проблемы с вниманием

© AI

МЕЖДУ СТРЕССОМ И РАССТРОЙСТВОМ

Ольга Анисимова, врач-психиатр и специалист в области оценивания в образовании, рассказала, что инструменты рассчитываются на абсолютно здорового человека, который живет в благополучной среде, и у него нет стрессовых ситуаций, которые всерьез влияют на способность проходить тесты. Но есть и другие подростки, у которых две группы проблем — синдром дефицита внимания и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Первое не дает сосредоточиться на вопросе — человек отвлекается на внешние факторы, второе сопряжено с постоянными «уходами в себя», погружением в навязчивые мысли, флешбеки.

«Сегодня мы разбираем инструмент измерения ИКТ-компетенций. У подростка, который проходит тест, может быть все в порядке со способностями распределять информацию, оценивать ее и т.д. Но его особенность — например, ПТСР — создает барьер, потому что тест — это стрессовая ситуация. В жизни с ИКТ-навыками у него все может быть отлично» 

Анисимова Ольга
консультант в области оценивания в образовании, врач-психиатр

Более того, могут быть ситуации, когда есть основания полагать, что в большой группе подростков, сдающих тест, есть те, кто пережил насилие или последствия чрезвычайной ситуации. Если доработать инструменты таким образом, чтобы они распознавали барьеры, то можно «попутно» выявить тех, кто нуждается в помощи.

По словам Ольги Анисимовой, модифицировать работу теста помог бы дополнительный аппарат, но шлемы ЭЭГ тут точно не годятся — а вот eye-tracking, то есть способ фиксации движения глаз, был бы очень перспективен. Он позволит зафиксировать, и когда человек отвлекается (синдром дефицита внимания), и когда уходит в себя (ПТСР). Пока это довольно дорого, но технологии удешевляются.


СЛЕДИТЕ ЗА ГЛАЗАМИ

В качестве примера инструмента, который можно оснастить таким «дополнением», на семинаре разбирали IC Literacy Test — он разработан психометриками Лаборатории измерения новых конструктов и дизайна тестов и вот уже несколько лет применяется в российских и зарубежных школах. Он позволяет измерять информационно-коммуникационные компетенции учеников 8 – 10 классов. Обычно ИК-навыки связывают с цифровой грамотностью, но в данном случае это нет так: это и способность использовать «цифру», и умение вообще работать с информацией, чтобы успешно жить в современном обществе. Это важная часть гибких навыков.

ICL-тест ученик проходит на компьютере, это сценарные задания, похожие на реальную жизнь – например, надо купить билеты в кино, разобравшись в стоимости сеансов и в том, кому из друзей какое время подходит; организовать вечеринку; записать бабушку к врачу… Разные задания тестов имитируют инструменты, с которыми подростки сталкиваются в реальной жизни: мессенджеры, браузеры, электронные сервисы. После прохождения заданий система выдает информацию об уровне сформированности ИК-компетенций у подростка и рекомендации (и ему, и педагогу), что именно развивать и как стоит восполнять дефициты. В России и за рубежом тест прошли уже более 50 тысяч человек, его валидность и эффективность доказана многократно.  

«Мы понимаем, что работаем с очень разной популяцией, и можем видеть, что одни проходят тест сразу, другие часто возвращаются к заданию, чтобы перечитать его, и т.д. Конечно, хотелось бы иметь возможности дифференциации инструмента. Не по шкале «двоечник — отличник», разумеется, а на уровне подстройки под разные способности концентрироваться, внимательно что-то делать».

Авдеева Светлана Михайловна
Заведующая Лабораторией измерений новых конструктов и дизайна тестов

Eye-tracking здесь как раз подходит, потому что задания теста письменные — подросток их читает, то есть, работает глазами. Но на семинаре особо подчеркивали, что если инструменты и будут дополняться такими надстройками, то это повлияет на суть измерений — результаты, связанные с ИК-компетентностью. Вопросы, связанные с вниманием, рабочей памятью, возможными барьерами восприятия важны для педагогов, психологов. И в любом случае — это пока только обсуждение возможных перспектив, куда измерения в образовании могут двигаться дальше, а не конкретные планы по модернизации тех или иных инструментов.

Полная запись семинара здесь

Подробнее об ICL-тесте здесь

Семинар «Нейронауки в образовании» проводится раз в три недели Институтом образования, Департаментом психологии, Центром нейроэкономики и когнитивных исследований, Центром языка и мозга НИУ ВШЭ при поддержке НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».