• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Как разговорить «молчунов» на уроке: на «Мастерской учителя» представили несколько сценариев рефлексии

Еще недавно «рефлексия» считалась модным и, в общем, чужеродным словом, а сегодня она уже во ФГОС. Да, госстандарты требуют, чтобы обратная связь на уроке была организована таким образом. Большинство педагогов отмахиваются от этого, как от очередной формальности. Кто-то экспериментирует с разноцветными карточками, смайликами и вопросами «Что мы поняли сегодня?», но каких-то особенных высот в этом, как правило, не достигает. В рамках «Мастерской учителя» своим опытом делилась Софья Кучкова, магистрантка программы «Педагогическое образование», преподаватель английского языка в школе.

Как разговорить «молчунов» на уроке: на «Мастерской учителя» представили несколько сценариев рефлексии

© AI

Три пути разговора по душам

Разговор начали с азов — зачем нужна рефлексия: если ее правильно организовать, ученики сами ставят учебные цели, берут на себя ответственность за учебу, понимают свои дефициты, видят прогресс и, в конечном счете, осознают, зачем работают в классе. Если обобщить несколько теоретических рамок, то можно вывести общие правила: этот процесс осознанный и цикличный, то есть ученик движется по спирали, задавая себе вопрос «Как я изменился?», возвращаясь к старым темам. 

«Как правило, рефлексию на уроках связывают только с предметным содержанием. Мол, что ты узнал сегодня? Напиши, что хотел бы забрать с собой с урока. Гораздо реже обсуждают то, КАК мы учим и учимся. Но если мы не будем говорить с учениками, какие методы работают, а какие нет, то не воспитаем человека, который сможет учиться всю жизнь. Он сам будет знать, что для него работает, а что нет».

Софья Кучкова
Магистрантка программы «Педагогическое образование»

 Есть еще эмоциональная рефлексия — «что я чувствую после урока». Но поскольку во ФГОС она не заложена, то в школе к ней обращаются редко.


Урок по сценарию учеников

Рефлексия должна быть связана с определением цели — над какими умениями и навыками мы планируем работать. И здесь есть разница между целями на конкретный урок и целями на юнит или весь курс. Если рефлексия, связанная с темой урока, еще встречается, то определение целей на весь курс и рефлексивная работа с ними — редкость. Софья Кучкова предложила несколько готовых сценариев.

— Перед началом юнита или большой темы даете ученику лист бумаги, в центре которого — тема. Попросите ученика написать на листе ассоциации, любые слова, которые приходят ему в голову в связи с этой темой. Затем — выделить на этом листе те слова, которые можно определить как цели, начертить стрелочки — к чему ученик хочет прийти по итогам изучения этой темы. Это его личные цели на этот курс, а в конце курса снова раздаете эти листочки, и каждый рисует и объясняет, к каким целям пришел, а к каким нет, и почему.

— Еще одно задание: что я уже знаю по теме предстоящего юнита. Например, это пассивный залог в английском. Ученик пишет все, что знает о нем, передает листок дальше. Следующий ученик соглашается с этими тезисами или нет, дописывает свои. Вы получаете лист, где записаны все утверждения (и, может быть, заблуждения) в связи с темой, которую будете проходить. Это поможет ставить цели на уроки: вот, вы написали такое утверждение, давайте проверим, так то или не так. Позволяет подстроиться под вопросы и цели учеников, побороть у них ощущение, что «меня не услышали, я не знаю, что здесь происходит».


Листочки не выбрасывайте

С рефлексией на тему «как учим», а не «что учим», чуть сложнее, но здесь тоже есть сценарии. Например, класс делится на тройки: говорящий, слушающий и тот, кто записывает. Говорящий рассказывает о своем опыте прохождения курса. Слушающий задает уточняющие вопросы: что мешало понять тему, что помогало, что было некомфортно, как можно это исправить. Организовать вопросы — самое сложное, чтобы они не были дежурными, надо дать какие-то примеры. Затем тот, кто записывал, рассказывает, что услышал, как понял проблемы, связанные с темой или курсом. Затем ученики меняются ролями. Так все получают право голоса, даже те, кому тяжело говорить в классе, и все друг друга могут услышать.

Есть различные варианты таких практик, в том числе с аудиозаписями, которые переслушиваются в группах через какое-то время, и даже с фото, которые делаются на уроках: спустя время, если их рассматривать, ученики начинают вспоминать: «А мы тогда обсуждали то-то, а произошло то-то». И это тоже можно вывести на сеанс рефлексии. 

«Я все время повторяю: сохраняйте листочки или аудиофайлы. Потому что рефлексия — цикличный процесс. Когда ученики их снова увидят или услышат, то начнут обсуждать, что получилось, что не получилось. Это всегда интересно, если раздать ученикам их же записи, то вам и делать ничего не надо»

Софья Кучкова
Магистрантка программы «Педагогическое образование»

Еще одна практика — можно предложить ученики написать небольшое письмо тем, кто будет проходить эту тему после него. Попросите дать советы, лайфхаки, может быть, назвать какие-то ошибки, которые он сделал, а можно было бы избежать. Как и в любом сеансе рефлексии, здесь важно установить правила — показать примеры, предложить задуматься, а какое письмо помогло бы ему самому. Рефлексия всегда должна быть тщательно подготовлена таким образом, иначе на выходе получатся лишь дежурные слова.

Полная видеозапись «Мастерской учителя» здесь