Как разговорить «молчунов» на уроке: на «Мастерской учителя» представили несколько сценариев рефлексии
Три пути разговора по душам
Разговор начали с азов — зачем нужна рефлексия: если ее правильно организовать, ученики сами ставят учебные цели, берут на себя ответственность за учебу, понимают свои дефициты, видят прогресс и, в конечном счете, осознают, зачем работают в классе. Если обобщить несколько теоретических рамок, то можно вывести общие правила: этот процесс осознанный и цикличный, то есть ученик движется по спирали, задавая себе вопрос «Как я изменился?», возвращаясь к старым темам.
«Как правило, рефлексию на уроках связывают только с предметным содержанием. Мол, что ты узнал сегодня? Напиши, что хотел бы забрать с собой с урока. Гораздо реже обсуждают то, КАК мы учим и учимся. Но если мы не будем говорить с учениками, какие методы работают, а какие нет, то не воспитаем человека, который сможет учиться всю жизнь. Он сам будет знать, что для него работает, а что нет».
Есть еще эмоциональная рефлексия — «что я чувствую после урока». Но поскольку во ФГОС она не заложена, то в школе к ней обращаются редко.
Урок по сценарию учеников
Рефлексия должна быть связана с определением цели — над какими умениями и навыками мы планируем работать. И здесь есть разница между целями на конкретный урок и целями на юнит или весь курс. Если рефлексия, связанная с темой урока, еще встречается, то определение целей на весь курс и рефлексивная работа с ними — редкость. Софья Кучкова предложила несколько готовых сценариев.
— Перед началом юнита или большой темы даете ученику лист бумаги, в центре которого — тема. Попросите ученика написать на листе ассоциации, любые слова, которые приходят ему в голову в связи с этой темой. Затем — выделить на этом листе те слова, которые можно определить как цели, начертить стрелочки — к чему ученик хочет прийти по итогам изучения этой темы. Это его личные цели на этот курс, а в конце курса снова раздаете эти листочки, и каждый рисует и объясняет, к каким целям пришел, а к каким нет, и почему.
— Еще одно задание: что я уже знаю по теме предстоящего юнита. Например, это пассивный залог в английском. Ученик пишет все, что знает о нем, передает листок дальше. Следующий ученик соглашается с этими тезисами или нет, дописывает свои. Вы получаете лист, где записаны все утверждения (и, может быть, заблуждения) в связи с темой, которую будете проходить. Это поможет ставить цели на уроки: вот, вы написали такое утверждение, давайте проверим, так то или не так. Позволяет подстроиться под вопросы и цели учеников, побороть у них ощущение, что «меня не услышали, я не знаю, что здесь происходит».
Листочки не выбрасывайте
С рефлексией на тему «как учим», а не «что учим», чуть сложнее, но здесь тоже есть сценарии. Например, класс делится на тройки: говорящий, слушающий и тот, кто записывает. Говорящий рассказывает о своем опыте прохождения курса. Слушающий задает уточняющие вопросы: что мешало понять тему, что помогало, что было некомфортно, как можно это исправить. Организовать вопросы — самое сложное, чтобы они не были дежурными, надо дать какие-то примеры. Затем тот, кто записывал, рассказывает, что услышал, как понял проблемы, связанные с темой или курсом. Затем ученики меняются ролями. Так все получают право голоса, даже те, кому тяжело говорить в классе, и все друг друга могут услышать.
Есть различные варианты таких практик, в том числе с аудиозаписями, которые переслушиваются в группах через какое-то время, и даже с фото, которые делаются на уроках: спустя время, если их рассматривать, ученики начинают вспоминать: «А мы тогда обсуждали то-то, а произошло то-то». И это тоже можно вывести на сеанс рефлексии.
«Я все время повторяю: сохраняйте листочки или аудиофайлы. Потому что рефлексия — цикличный процесс. Когда ученики их снова увидят или услышат, то начнут обсуждать, что получилось, что не получилось. Это всегда интересно, если раздать ученикам их же записи, то вам и делать ничего не надо»
Софья Кучкова
Магистрантка программы «Педагогическое образование»
Еще одна практика — можно предложить ученики написать небольшое письмо тем, кто будет проходить эту тему после него. Попросите дать советы, лайфхаки, может быть, назвать какие-то ошибки, которые он сделал, а можно было бы избежать. Как и в любом сеансе рефлексии, здесь важно установить правила — показать примеры, предложить задуматься, а какое письмо помогло бы ему самому. Рефлексия всегда должна быть тщательно подготовлена таким образом, иначе на выходе получатся лишь дежурные слова.
Полная видеозапись «Мастерской учителя» здесь
Софья Кучкова
Магистрантка программы «Педагогическое образование»