• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Смешанные форматы рождают смешанные чувства: гибридное обучение в вузе оказалось самым психологически трудным для студентов

О психологическом благополучии российских студентов известно довольно мало. Долгое время эта тема не попадала в фокус внимания исследователей, а заговорили о ней в связи с пандемией, которая всерьез «пощекотала нервы» и студентам, и всем остальным. Одно из первых больших исследований на российском материале представляют группа ученых из Томского государственного университета Александра Филькина, Мария Абрамова, Анастасия Ларионова и директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев. Их статья опубликована в журнале «Мониторинг общественного мнения».

Смешанные форматы рождают смешанные чувства: гибридное обучение в вузе оказалось самым психологически трудным для студентов

© AI

Материалом для исследования послужил всероссийский опрос студентов, который проводился летом 2021 года группой из 13 университетов по поручению Минобрнауки. В опросе приняли участие более 80 тысяч студентов, базой для исследования послужили анкеты 25,4 тысяч человек. Психологическое благополучие оценивали с помощью опросника Patient Health Questionnaire (PHQ-8), который помогает выявить симптомы депрессивного состояния.

Выяснилось, что симптомы депрессии в той или иной степени демонстрирует большинство российских студентов. У 40% они соответствуют умеренной или тяжелой, а около 10% — крайне тяжелой депрессии. Это примерно соответствует картине студенческого благополучия в других странах.

Исследование позволило проследить, с какими факторами может быть связана тяжесть и частота проявлений депрессии. Значимую роль играют пол и социально-экономический статус. Девушки гораздо чаще демонстрируют признаки психологического неблагополучия, чем юноши (47,2% против 30,5%), как и представители низкодоходных групп обоих полов. Но особый интерес исследователей вызвали показатели, связанные с формами учебы: опрос проводился вскоре после того, как вузы уходили на вынужденный дистант, а затем начали внедрять гибридные форматы.

Результат, связанный с сочетанием форматов, оказался неоднозначным: студенты, которые учатся на дистанте, показали меньшие признаки психологического неблагополучия, очные — чуть выше, а самыми неблагополучными оказались те, чьи занятия идут в гибридном формате.  Впрочем, «нельзя утверждать, что использование дистанционного формата по разным причинам может служить источником дополнительного стресса для студентов. Эффект формата может быть обусловлен конкретными способами его реализации в вузе», поясняют авторы статьи. Исследования будут продолжены.

Среди рекомендаций, как снизить общий уровень психологического неблагополучия студентов — создание психологических служб в вузах, поддержка наставников и тьюторов, анализ университетской среды и нагрузки, который позволит установить, что же служит триггерами депрессии.

Прочитать статью «Психологическое (не)благополучие студентов российских вузов в условиях пандемии COVID-19: уязвимые группы и связь с характеристиками образовательного опыта» можно здесь