• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Может ли улица воспитать лучше, чем школа?: система образования теряет монополию в новых городских пространствах

Городская застройка быстро меняется. Логично, ведь это бизнес, и девелоперы стремятся ответить на все запросы покупателей жилья, включая образовательные, и даже предугадать их. А школа остается школой, даже если она построена в новом квартале. Она не всегда хочет (и может) быть тем «интеллектуальным хабом» для жителей района, как это предлагает бизнес или продвинутые покупатели новых квартир. Это стало одной из тем, которые обсуждали на вторничном семинаре: разбирали опыт проектов образовательного бюро «Лернити» в Новой Москве и вообще идеи на стыке урбанистики и образования.

Может ли улица воспитать лучше, чем школа?: система образования теряет монополию в новых городских пространствах

Город для активных, но… тревожных

Бюро «Лернити» создала группа компаний «А101», застройщик Новомосковского административного округа. Руководит командой доктор педагогических наук Елена Булин-Соколова. На семинаре она поделилась данными о запросе покупателей нового жилья — такие исследования проводились девелопером. 80% целевой аудитории — семьи (чаще всего с детьми), социально активные люди, которые знают, чего хотят. Им интересно проводить досуг, не выезжая из района. У них сильно выражены страхи за безопасность детей, они считают, что дети в свободное время скучают и нуждаются в развлечениях, поэтому максимально занимают их время кружками и другими активностями. А еще родителей беспокоит, что у детей во дворе нет друзей.  

Опираясь на эти исходные данные, застройщик строит концепцию своего продукта как «города для счастливой жизни», частью которого является учение детей и взрослых. А также возможность творчества, «приближения» искусства, чтобы оно в каких-то формах было возможно здесь, во дворе, доступность спорта.

Вопросы, которыми мы задаемся: по каким основаниям люди совершают выбор — как им проводить досуг? Как можно влиять на создание локальных сообществ? Как формируется чувство сопричастности к локальному сообществу?

Елена Булин-Соколова
директор Образовательного бюро «Лернити»

Обществу не нравится, что школа на замке

Одним из главных партнеров в создании таких пространств, тем более, если это связано с учением детей и подростков, в «Лернити» видят школы, выстраивают с ними партнерства. Это удается, но не обходится без сложностей.

«Тезис о том школа должна быть социокультурным центром, сами школы поддерживают и декларируют. Но у них свои задачи, повестка, школа работает с детским сообществом, немного с родителями, но работать еще и на сообщество жителей — это кажется не всегда посильным, интересным, а главное, школам не всегда понятно, зачем это» 

Елена Булин-Соколова
директор Образовательного бюро «Лернити»

Застройщики работают над тем, чтобы вокруг школ концентрировалось все самое интересное в районе — спортивные, концертные площадки и т.д., и им, по словам Елены Булин-Соколовой, «больно и жалко, что часть времени пришкольная инфраструктура простаивает — в каникулы, выходные, по вечерам и т.д.»

Анна Бляхман, директор филиала НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде, согласилась, что такая проблема есть — сослалась на свой опыт взаимодействия со школами в районах.

«Зачастую коллеги в школах не понимают, какое количество проблем (в том числе проблем педагогов) разрешается, когда школа вовлекается в жизнь территории, и насколько легче всем, когда школа становится интеллектуальным хабом развития района».

Бляхман Анна Александровна
директор филиала НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде

Взрослые слишком много на себя берут

Вопрос о том, как организовать информальное образовательное пространство, начинается с решения — куда людям хочется ходить. В «Лернити» начали с мейкерспейсов — «соседских мастерских», площадок, где можно делать что-то руками, куда можно прийти с запросом чему-то научиться. Затем определили круг партнеров, с которыми можно выстроить коллаборации — это, в том числе бизнес и НКО. Вместе со школами определили календарь событий, который позволяет максимально вовлечь детей на каникулах: это мастер-классы, мастерские, хакатоны и стажировка для подростков, связанная с профориентацией. В мастерских дети делают проекты, например, по обустройству своих же детских площадок, в биологических лабораториях — выращивают растения, а еще есть ювелирные, крафтовые, цифровые мастерские. 

«Главное — чтобы ребенок сам мог решить, что хочет делать, задача взрослого — помочь найти ответ на этот вопрос самостоятельно. Мы специально доучивали педагогов для того, чтобы они не вмешивались в игру, и работали с родителями, потому что видели, что они бывают слишком назидательны, инструктивны». 

Елена Булин-Соколова
директор Образовательного бюро «Лернити»

Не редкость такие ситуации: родитель так активно подталкивает ребенка к какому-то сценарию (на площадке ли, в мастерской ли), что завтра ребенок уже не хочет туда идти. Отсюда появились программы для родителей, где с ними разговаривает психолог, семьи проводят сеансы рефлексии. Неожиданным стал запрос родителей на общение со специалистами и друг с другом — «а поговорить?». Так вокруг проектов «Лернити» стала формироваться и родительская тусовка.

Неужели «закат эры образования»?

Исследователь истории образования Виктория Пичугина напомнила, что многие идеи «обучения в городе» не новы: к ним обращались еще в античности, особенно когда строили города с нуля. И уже тогда обсуждалось: город препятствует или помогает образованию?

«Здесь есть опасность слишком большого педагогического оптимизма — мы не считываем риски и сложности этих пространств, исходим из того, что город учит всех всему. Это методологическая проблема, нужно пытаться находить и минусы в этих пространствах. Образовательная урбанистика слишком позитивно окрашена, а на самом деле вопросы «А не опасно ли это?», «А точно ли это пространство подходит?» требуют проработки»

Пичугина Виктория Константиновна
ведущий научный сотрудник Лаборатории проектирования содержания образования

Алексей Обухов выступил как исследователь традиционных культур и напомнил, что оппозиция «город — село» очень сильна, как и оппозиция интимного пространства современных квартир, домов, дворов — и та атмосфера соседского братства, которую мы видели в «Покровских воротах». 

«Нужно помнить, что есть не только общность интересов для всех, но и конфликт. Например, создаваемые взрослыми пространства для подростков не интересны самим подросткам. Им интересны пространства, которые не подконтрольны взрослым, связанным с их семьями»

Обухов Алексей Сергеевич
ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского

«Мы услышали о принципиально новом формате, просто скорее не как об исследовательском, а как о практическом опыте, и это сильный опыт. Возможно, когда-то наметится закат эры образования — переход к эре «счастливой жизни».

Поливанова Катерина Николаевна
директор Центра исследований современного детства

Полная видеозапись семинара здесь

Презентация (PDF, 40.27 Мб)