Слухи об «онлайн-угрозе» оказались преувеличены: МООК так и не заменили традиционные курсы в вузах — даже в пандемию
Как «спасательный круг» для высшего образования в 2020-м массовые онлайн-курсы преуспели — и многое для этого сделали. Вузы-разработчики предоставляли свободный доступ студентам, учебную аналитику вузам… Однако ни тогда, ни позже студенты так и не стали основной аудиторией МООК. Её по-прежнему составляет более возрастная группа, которой интересны различные аспекты личностного развития и повышения квалификации. Авторы статьи провели более сотни интервью с преподавателями различных российских вузов, чтобы сформулировать основные причины невостребованности этого формата в университете.
Выяснилось, что «чистый» онлайн МООК кажется преподавателям «секонд-хендом», дешевой альтернативой для бедных, в то время как смешанные форматы (асинхронное обучение на платформе и работа с преподавателем в вебинарной комнате или очно) понимаются как более качественное образование. МООК не может создать у студентов чувство принадлежности к группе. Против массовых онлайн-курсов сыграло и то, что они оказались неспособны равномерно покрыть все предметные области: узкопрофильные курсы нерентабельны для вузов-разработчиков, практико-ориентированные невозможно полноценно реализовать онлайн. Возможно, негативную роль сыграло и то, что в ситуации шторма «в распоряжении преподавателей были не совсем, а возможно и совершенно не те курсы, которые были необходимы для замены очных дисциплин».
Антирекламу МООК создали ажиотаж и «кампанейщина» вокруг них, возникшие во время пандемии. Преподаватели же увидели в новом формате угрозу своей нагрузке, оплате труда, востребованности, собственной ценности. В то же время у администраций возникли опасения обострения конкуренции за абитуриентов с другими вузами, прохождения проверок и формирования оплаты за обучение студентов.
Это не значит, что массовые онлайн-курсы в вузе бесперспективны. Истина, как часто бывает, оказалась посредине. Их можно рассматривать как более гибкий формат «быстрого знания», заполняющего пустоты вокруг фундаментального образования, организованного традиционным способом.
Статья опубликована в журнале «Высшее образование в России»