Вывести школу на улицу: с природой, человеком и городом лучше знакомиться «вживую» вместо стандартного урока
Статью по итогам проекта опубликовали Алексей Обухов, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского, и теперь уже выпускницы магистерской программы — главный методист Учи.ру Арина Артюх, учителя московских школ Мария Кузнецова и Мария Пестрякова. Они изучили содержание и логику подачи материала пяти комплектов учебников «Окружающего мира» от разных авторов, составили рекомендации, какие темы и как могут «переехать» на улицу, предложили в качестве примеров сценарии таких уроков по нескольким темам.
Это нужно, прежде всего, затем, что именно задания такого типа побуждают школьников к исследовательской и практической деятельности, будят в них любознательность. Здесь важно успеть — анализ учебников показал, что к 3-4 классам они постепенно превращаются в учебники истории и географии, где меньше наглядного. Темы 1-2 класса проще выстроить вокруг повседневных наблюдений школьника за окружающим миром, причем, не только природой, но и городом, и людьми.
«Большинство из представленных в учебниках тем содержат в себе задания, которые можно делать на улице. Но, в основном, это «посмотреть, потрогать, а затем нарисовать». Мы, в свою очередь, предложили бы добавить больше заданий для формирования и развития исследовательских умений: наблюдать, фиксировать наблюдения, делать предположения и проверять их. А также задания для развития практических умений: ориентироваться на местности (в городе или в лесу), соблюдать правила поведения в общественных местах и т. п.», — пишут авторы исследования.