• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Вывести школу на улицу: с природой, человеком и городом лучше знакомиться «вживую» вместо стандартного урока

Из чего состоят облака у нас над головой? А кто живет в луже под ногами? Эти и многие другие интересные школьникам вопросы принято разбирать так же, как и всё остальное в школе — в классном кабинете. Это неправильно — решила проектная команда программы Инобра «Педагогическое образование», и предложила детальный план, как вывести занятия по предмету «Окружающий мир» для 1-4 классов в тот самый окружающий мир — хотя бы на школьный двор.

Вывести школу на улицу: с природой, человеком и городом лучше знакомиться «вживую» вместо стандартного урока

© AI

Статью по итогам проекта опубликовали Алексей Обухов, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского, и теперь уже выпускницы магистерской программы — главный методист Учи.ру Арина Артюх, учителя московских школ Мария Кузнецова и Мария Пестрякова. Они изучили содержание и логику подачи материала пяти комплектов учебников «Окружающего мира» от разных авторов, составили рекомендации, какие темы и как могут «переехать» на улицу, предложили в качестве примеров сценарии таких уроков по нескольким темам. 

Это нужно, прежде всего, затем, что именно задания такого типа побуждают школьников к исследовательской и практической деятельности, будят в них любознательность. Здесь важно успеть — анализ учебников показал, что к 3-4 классам они постепенно превращаются в учебники истории и географии, где меньше наглядного. Темы 1-2 класса проще выстроить вокруг повседневных наблюдений школьника за окружающим миром, причем, не только природой, но и городом, и людьми. 

«Большинство из представленных в учебниках тем содержат в себе задания, которые можно делать на улице. Но, в основном, это «посмотреть, потрогать, а затем нарисовать». Мы, в свою очередь, предложили бы добавить больше заданий для формирования и развития исследовательских умений: наблюдать, фиксировать наблюдения, делать предположения и проверять их. А также задания для развития практических умений: ориентироваться на местности (в городе или в лесу), соблюдать правила поведения в общественных местах и т. п.», — пишут авторы исследования.

Подробнее