• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Игра вслепую: заработку на бирже толком нигде не учат

Биржевой бум начался в России несколько лет назад. Раньше «люди с улицы» не могли оперировать ценными бумагами на бирже (да и не умели). Теперь такая возможность есть, а вот умения под вопросом. Количество брокерских счетов физлиц только на Московской бирже перевалило за отметку 17 млн. Но вот парадокс: серьезных и массовых обучающих программ, связанных с навыками работы на фондовых рынках, по-прежнему нет. Государство форсирует обучение предпринимательству и развитие экономических навыков вообще, но фондовый бум оказался вне его поля зрения.

Игра вслепую: заработку на бирже толком нигде не учат

© AI

Ландшафт изучили Павел Сорокин и Александр Тимофеев из Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования. Они пришли к выводу, что система образования еще не откликнулась на новую реальность, когда десятки миллионов человек погружены в рынок ценных бумаг — вместо нее на рынке доминируют обучающие проекты брокерских компаний (наиболее массовый сегмент), программы образовательных центров и курсы частных лиц — коучей. 

С точки зрения содержания обучения есть два полюса: чисто технические навыки (как совершать сделки) и содержательное знание — какие экономические, политические, социальные процессы стоят за изменением котировок акций, как видеть тенденции, строить прогноз. Авторы доклада приходят к выводу, что брокерские компании учат только технике, сознательно игнорируя содержательный «полюс», потому что заинтересованы именно в этом, их задача — увеличение комиссии за свои услуги посредника в операциях. Образовательные центры также ориентированы на более простую картину «первого уровня» (например, рассказ о зависимости прибыли компаний от дивидендов вместо более широкого объяснения, в чем логика действий «Газпрома»). Частные инициативы больше наполнены содержательно, но у них маленькие маркетинговые возможности и невысокие охваты. «Попытки комплексно отвечать запросам времени и отражать в содержании проблематику фондового рынка наблюдаются лишь в 30.5% инициатив, которые опираются на персональный опыт отдельных людей, но относятся к «серой» сфере образования», — отмечено в докладе.

Исследователи дают семь советов — как системе образования перехватить инициативу. Предлагают создать масштабную программу обучения основам фондового рынка, предложить брокерам модификацию их программ, изучить и выделить лучшее из практик частных лиц. На уровне вузов можно внедрить отдельный модуль и разработать комплекс учебных материалов.


Подробнее