• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Срок для аспирантов: диссертации защищают всё позже и позже — особенно в социальных и гуманитарных науках

О реформе аспирантуры, проведенной в 2010-х, часто пишут в ключе «Хотели как лучше, а получилось как всегда»: по официальной статистике, и без того низкое количество защит диссертаций существенно сократилось. Но, возможно, все не настолько плохо: реформа просто способствовала тому, что защиты сместились на более поздний срок. Это один из выводов исследования Бориса Бедного, Николая Рыбакова (Нижегородский госуниверситет) и Светланы Жучковой (Центр социологии высшего образования Инобра): они изучили, что происходит со сроками защит, и предполагают, что после недавних реформ аспирантуры (2022) ситуация начнет налаживаться.

Срок для аспирантов: диссертации защищают всё позже и позже — особенно в социальных и гуманитарных науках

© AI

Авторы собрали информацию о научной работе 1112 выпускников аспирантур 2018 года, используя, в том числе, данные ВАК о присуждении ученых степеней. Большая часть диссертаций остались «невидимыми» с точки зрения официальной статистики, которая используется для оценки эффективности аспирантуры — она охватывает лишь время обучения и первый год после получения аспирантского диплома. Причем, сильнее задерживаться стали ученые социального и гуманитарного профиля — уже 80% их диссертаций защищаются после окончания аспирантуры (в естественных науках — 55%). Если считать результативность не по одному, а по трем годам после аспирантуры, то в естественных и технических науках мало что изменилось по сравнению с дореформенной аспирантурой. В социальных и гуманитарных защит, действительно, стало почти вдвое меньше.

Причин несколько. Модель «образовательной аспирантуры», введенная после 2012 года, потребовала от вузов срочных изменений. Проще всего было превратить аспирантуру в подобие магистратуры с большим количеством учебных программ вместо научных семинаров, стажировок и других форм исследовательской работы. Так аспирантура оказалась «чрезмерно образовательной», что отвлекало от работы над диссертацией. Кроме того, если раньше аспирантура равнялась на защиту диссертации как на главный итог трех лет учебы, то после 2012-го появилась новая задача — сначала защитить диплом аспиранта и получить «корочку» исследователя. Многие этим и удовлетворились. А массовое сокращение диссертационных советов привело к дополнительным издержкам, связанным с защитой кандидатской в чужом вузе или даже городе.

Авторы статьи ожидают, что смещение фокуса с образовательной программы на исследования, намеченное в 2022 году, позволит повысить эффективность аспирантуры. Она избавится и от лишнего в учебной программе, и от «балласта» — тех, кого интересовал диплом исследователя, а не ученая степень. Кроме того, вузы и научные организации получили право более свободно планировать аспирантские программы. Выпускникам аспирантуры теперь полагается сопровождение со стороны организации в течение года. Среди советов, которые дают авторы статьи — все-таки учитывать защиты в течение нескольких лет, а не одного года после выпуска, чтобы судить об эффективности аспирантуры.

Подробнее