• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Проектируй, или проиграешь: реальные задачи дают студентам более глубокое понимание профессии

Реальные задачи, которые предстоит решать будущим специалистам, гораздо полезнее, интереснее и многограннее, чем обычные университетские занятия. Это давно доказано, поэтому вузы экспериментируют с проектным обучением и разными формами сотрудничества с индустрией. В Инобре для этого создали проектный офис, чтобы обеспечить заказами студентов всех магистратур. Опыт трех лет его работы обобщили в книге, чтобы, как подчеркивают ее авторы Евгения Ефимова и Татьяна Хавенсон, честно и без купюр рассказать о всех сложностях и развилках такого эксперимента. И о том, что заказчикам проще свалить на студентов рутину, не слишком вкладывая силы в объяснения, и о том, что сами студенты часто несерьезно относятся к неоплачиваемой работе.

Проектируй, или проиграешь: реальные задачи дают студентам более глубокое понимание профессии

© AI

И все-таки подход с созданием в институте или на факультете специального офиса оправдывает себя. «Проекты способствуют глубинному обучению, то есть качественному изменению в способностях и мышлении, обеспечивают более глубокое понимание профессии. А погружение в аутентичный контекст профессиональной задачи приближает учебу в университете к ситуативному обучению внутри сообщества практиков», — объясняет Татьяна Хавенсон


Студент всё решает сам

Проектное обучение предполагает работу с конкретным заказчиком — это позволяет студентам глубже погрузиться в реальные процессы и получить практические навыки, а также «навыки трудоустройства». Сокращается разрыв между компетенциями выпускника и ожиданиями работодателя. Удается «малой кровью» создать реальные, а не номинальные индивидуальные траектории во время учебы. 

По правилам Вышки, за два года студенту надо набрать некоторое количество «кредитов», каждый из которых равен 25 астрономическим часам работы. Как это сделать, каждый решает сам: кто-то распределяет равномерно, кто-то торопится «закрыть» максимум проектных задач в первый год, чтобы потом сосредоточиться на выпускной работе, а кто-то, наоборот, откладывает всё на потом. Специфика проектов для каждой из магистерских программ Инобра тоже разная: например, для «Педагогического образования» проектных задач меньше, потому что учеба и так связана с практикой в школе, а для «Доказательного развития образования» больше, поскольку у аналитиков и исследователей, которые учатся на этой программе, и диапазон мест для трудоустройства максимальный.

Студент может выбрать проекты любого типа, но предполагается, что они будут соответствовать профилю программ: для «Доказательного развития образования» — разработка гайдов, проведение интервью, анализ рынка, обзоры литературы по проблеме; для программы «Обучение и оценивание как наука» — разработка тестов и опросников, их психометрический анализ, оценка результатов интервенций. На программе «Педагогическое образование» чаще выбирают проекты, связанные с дизайном учебных материалов и курсов, исследованием действием.


И никаких денег!

Студент сам выбирает проекты. Главное, чтобы они соответствовали несколько критериям: имели четкие сроки, конечный результат (продукт), обеспечивали самостоятельную работу, соответствовали профилю магистратуры и не были оплачены ранее, в том числе и в виде зарплаты. Последнее помогает избежать ситуации, когда студенты пытаются зачесть в качестве проекта задачи, которые выполняют на своем рабочем месте. Три года эксперимента в Инобре показали, что самые популярные для студентов — проекты от внешних заказчиков: в их качестве выступали и Ельцин-центр, и Skillbox, и Московский институт психоанализа, и «Учи.ру», и многие другие EdTech-компании и участники образовательного рынка.

Студент может найти и подготовить подходящий проект сам, воспользоваться «Ярмаркой проектов» Вышки или, чаще всего, предложениями проектного офиса Инобра. Офис находит подходящих заказчиков, помогает им разработать подходящие проекты (предложения) и предлагает их студентам. Среди задач офиса — методическое сопровождение, отбор студентов-исполнителей, оформление договоров, оценка результатов. В работе участвуют также академические руководители магистратур, подразделения Инобра и Вышки, и, конечно, сами заказчики и руководители проектов.

По итогам проекта его руководитель заполняет для каждого проекта оценочный лист: сначала получалось довольно шаблонно, поэтому офис разработал максимально гибкий вариант формы, чтобы обратная связь была максимальной. Студент же пишет рефлексивный отчет в свободной форме — рассказывает о полученном опыте, о том, приходилось ли принимать самостоятельные решения, какие цели удалось достичь и т.д.


Борьба с не-творчеством и не-интересом

В создании алгоритма проектной работы в Инобре пришлось решить немало проблем. Оказалось, что университетская «Ярмарка проектов» не закрывает потребности: в размещенных на ней проектах больше рутинных задач, которые не очень подходят для магистрантов, и они слишком универсальны — не отвечают профилям программ. 

Авторы книги пишут о нескольких «развилках», с которыми пришлось столкнуться. Проекты условные, реалистичные или реальные? Условные — чисто учебные (без реального заказчика), от них в Инобре стараются отказываться. Реалистичные — те, где заказчик отдает «на аутсорс» менее значимые задачи — то, до чего не доходят руки. Обычно от качества их выполнения мало что зависит, поэтому их не страшно отдать студентам, мол, напортачат — переделаем сами. Это тоже не лучший вариант. За реальные проекты, результаты которых действительно важны для заказчика, приходится побороться.

Приходится преодолевать незаинтересованность заказчиков (когда самим всё сделать проще, чем объяснять студентам) — тогда и задачи даются довольно простые, не творческие, и потребительское отношение к студенту, когда в нем видят бесплатную «одноразовую» рабочую силу. Со стороны студентов же встречается отношение к проектам как к вынужденной неоплачиваемой работе, что плохо сказывается на результате (исполнителю кажется, что он больше отдает, чем получает). Здесь задача тех, кто курирует проектное образование — работать с мотивацией и делать то, что получает студент от проектов, более наглядным. 

«В целом за три года нам удалось развить проектное обучение так, чтобы, пусть не сразу, но все студенты смогли выстроить свою стратегию поиска и индивидуальную траекторию. Мы видим несколько направлений дальнейшего развития. Во-первых, это поиск нескольких постоянно действующих проектов, куда разные студенты или разные потоки в течение одного года могли бы включаться. Во-вторых, это поиск повторяющихся проектов для студентов каждого набора, что могло бы обеспечить преемственность групп студентов и удовлетворить запрос на особо удачные практики. В-третьих, это развитие проектов в рамках учебных курсов и наполнение дисциплин бо́льшим количеством реалистичных проектов, нежели учебных», — заключают авторы книги.

Книга Евгении Ефимовой и Татьяны Хавенсон «Магистерские программы Института образования НИУ ВШЭ: практики применения проектного обучения» вышла в серии «Подготовка профессионалов для нового образования», прочитать ее можно здесь