К барьеру: проблемы богатых и бедных детей на пути в вуз сильно различаются
Высшее образование играет в России двойную роль: одновременно и обеспечивает социальную мобильность, и закрепляет то социальное расслоение, которое есть в обществе. Оно давно стало массовым — наша страна остается лидером по охвату населения третичным образованием (то есть образованием выше школьного). Но данные показатели обеспечиваются прежде всего местами в профессиональных колледжах. А по обеспеченности местами в вузах Россия не аутсайдер, но и далеко не лидер.
При этом 80% семей, опрошенных в рамках Мониторинга экономики образования, хотят, чтобы их дети получили вузовский диплом. Этому способствовало как наследие СССР (государство должно обеспечить максимальный доступ к образованию), так и тренд 1990-х, когда в условиях рыночной экономики диплом потребовался повсюду. Причины, по которым семьям нужно отправить детей в вузы, универсальны для всех слоев общества: получение хорошо оплачиваемой работы, возможность стать востребованным специалистом, добиться успеха и сделать карьеру.
А вот барьеры разные. «Слишком высокие траты на обучение и нехватка бюджетных мест в первую очередь беспокоят менее состоятельные группы населения, тогда как для самых богатых семей распространенная проблема — недостаточный интерес детей к обучению», — пишут авторы. В последние годы правительство стремится к перераспределению бюджетных мест в пользу регионов. Однако постепенный выход из демографической ямы и сохраняющаяся концентрация мест в вузах в небольшом числе регионов и городов усиливает конкуренцию и барьеры доступности в восприятии населения. А платные места по цене сопоставимы с «дорогими» странами, но при этом нет аналогичных инструментов поддержки. Не распространены образовательные кредиты, а коммерческие студенты не получают стипендию. Универсальный спрос на высшее образование соседствует с массовыми представлениями о том, что государство должно обеспечивать его бесплатно. Семьи готовы доплачивать только за более высокое качество образования, но меньше, чем оно в реальности сейчас стоит.
Исследователи отмечают, что первый серьезный (и, может быть, самый важный) выбор семьи делают еще до вуза, когда определяют траекторию детей после 9 класса. Более обеспеченные и образованные семьи делают выбор не только в пользу 10 класса, но и гимназий, лицеев (а позже и высокоселективных вузов), а семьи с меньшим капиталом нередко выбирают СПО, несмотря на всеобщую желательность высшего образования. «Таким образом, попадание в старшую школу имеет решающее значение для обеспечения доступа к высшему образованию и преимущественно определяется социальным бэкграундом родителей», — сказано в докладе.
Среди рекомендаций — меры по снижению расслоения: больше информировать население о перспективах разных видов образования, сильнее интегрировать СПО и высшее образование, оказать финансовую поддержку платного набора, например, ввести дифференцированную оплату обучения и меры материальной поддержки коммерческих студентов.
Доклад издан в серии бюллетеней Мониторинга экономики образования.
ПодробнееДругие исследования по теме:
Шибанова Екатерина Юрьевна