Со скалы не бросали: античное детство было далеким от мифов, а школа похожа на современную
Даже игрушки как у нас
Данные археологии свидетельствуют, что к детству в Древней Греции начали относиться серьезно в 8 веке до н.э. — тогда закончились так называемые «темные века», случился демографический взрыв (прирост населения оценивают в 4% в год). Как это ни мрачно, достовернее всего об отношении к детям рассказывают захоронения: детей начали погребать так же, как и взрослых — с теми же обрядами. Создавался полис как новая форма города-государства, где детей начали рассматривать как будущих граждан — в том числе с точки зрения образования: ведь гражданина надо воспитать достойным.
Образ ребенка как жизнерадостного пухляша возник далеко не сразу. На вазах их изображали как маленьких взрослых. Только к 5 веку до н. э. в живописи появляются малыши — пухлые, с большой головой, животиком, чаще всего с амулетом на шее. На изображениях дети бегают, играют, на одной из ваз нарисовано, как отец качает мальчика на качелях.
Игрушки не так уж сильно отличались от современных: куклы, черепашки, собачки, зайчики… Есть даже подобие популярной и сегодня игрушки йо-йо. Судя по изображениям, питались дети «стандартно» — например, виноградом. Археологи нашли и ночные горшки, похожие на современные.
Всё это сильно отличается от «героического» детства, миф о котором создавали древние греки — почти с младенчества герои вступают в схватку с хищниками (питаются, в основном, ими же), участвуют в интригах взрослых, да и вообще, по современным меркам, персонажи половины древнегреческих трагедий — дети и подростки. Вся жизнь Ореста описана от рождения до совершеннолетия, а Медее было всего 15-16, когда она убивает брата, а в конце концов и своих детей.
Вечная проблема платы учителям
К образованию в Древней Греции относились серьезно, судя по тому, что детей часто изымали из семьи для воспитания. Это отразилось и в мифах — так, например, Ахиллеса передают в другую семью. Сыновьями «обменивались» друзья и родственники. Было развито наставничество, обучение на дому, а затем появляются и школы, причем, в довольно современном виде.
Подробности о них известны, в основном, из трагических историй: летописцы рассказывают о ЧП, например, Геродот — о рухнувшей крыше или о том, как чума выкосила всех учеников одной из школ. Был и, говоря современным языком, теракт в 413 веке до н.э., когда в ходе Пелопоннесской войны войско напало на школу и истребило всех.
Из этих источников становится ясно, что даже в небольших городах было по несколько школ(конечно, не во всех полисах) и вполне современное количество учеников — где-то 60, а где-то 120. То есть, в древнегреческом обществе было движение к всеобщей начальной грамотности.
Можайский Андрей Юрьевич
доцент Института классического Востока и античности
Одним из «вечных» вопросов была оплата труда учителя. Плутарх описывает, как в 480 году до н.э. жители одного из полисов голосуют за оплату работы учителей. В 444 году до н.э. в Фурии принимают закон: все дети граждан должны обучаться грамоте, а труд учителя должен быть оплачен городом.
Отдельно докладчики прокомментировали миф о том, что в Спарте больных детей сбрасывали со скалы (и вообще в античности практиковался какой-то такой «естественный отбор»). Скорее всего, это неправда. Плутарх описал это спустя 600 лет, а те летописцы, кто жил или бывал в Спарте, не упоминают ничего подобного. Одно время эту легенду подтверждали некоторые находки (в частности, колодец с костями), но современные исследователи не нашли там ничего «криминального».
Полная видеозапись семинара здесь
Пичугина Виктория Константиновна
ведущий научный сотрудник Лаборатории проектирования содержания образования