• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Со скалы не бросали: античное детство было далеким от мифов, а школа похожа на современную

Об античности мы знаем очень много — в основном, благодаря литературе, живописи, скульптуре, — и одновременно почти ничего. Но если верить этим источникам, картина получается довольно жуткая: чуть ли не с колыбели все убивали друг друга, младенцев кормили внутренностями львов, а в Спарте «неправильных» детей сбрасывали со скалы (это любят упоминать учителя старой закалки). Что об этом известно науке — разбирали на семинаре «Современное детство: теории и практики». Историк Андрей Можайский выступил как специалист по Древней Греции, а профессор Инобра Виктория Пичугина — как эксперт в области истории образования.

Со скалы не бросали: античное детство было далеким от мифов, а школа похожа на современную

© AI

Даже игрушки как у нас

Данные археологии свидетельствуют, что к детству в Древней Греции начали относиться серьезно в 8 веке до н.э. — тогда закончились так называемые «темные века», случился демографический взрыв (прирост населения оценивают в 4% в год). Как это ни мрачно, достовернее всего об отношении к детям рассказывают захоронения: детей начали погребать так же, как и взрослых — с теми же обрядами. Создавался полис как новая форма города-государства, где детей начали рассматривать как будущих граждан — в том числе с точки зрения образования: ведь гражданина надо воспитать достойным.

Образ ребенка как жизнерадостного пухляша возник далеко не сразу. На вазах их изображали как маленьких взрослых. Только к 5 веку до н. э. в живописи появляются малыши — пухлые, с большой головой, животиком, чаще всего с амулетом на шее. На изображениях дети бегают, играют, на одной из ваз нарисовано, как отец качает мальчика на качелях. 

Пичугина Виктория Константиновна
ведущий научный сотрудник Лаборатории проектирования содержания образования

Игрушки не так уж сильно отличались от современных: куклы, черепашки, собачки, зайчики… Есть даже подобие популярной и сегодня игрушки йо-йо. Судя по изображениям, питались дети «стандартно» — например, виноградом. Археологи нашли и ночные горшки, похожие на современные. 

Всё это сильно отличается от «героического» детства, миф о котором создавали древние греки — почти с младенчества герои вступают в схватку с хищниками (питаются, в основном, ими же), участвуют в интригах взрослых, да и вообще, по современным меркам, персонажи половины древнегреческих трагедий — дети и подростки. Вся жизнь Ореста описана от рождения до совершеннолетия, а Медее было всего 15-16, когда она убивает брата, а в конце концов и своих детей. 


Вечная проблема платы учителям

К образованию в Древней Греции относились серьезно, судя по тому, что детей часто изымали из семьи для воспитания. Это отразилось и в мифах — так, например, Ахиллеса передают в другую семью. Сыновьями «обменивались» друзья и родственники. Было развито наставничество, обучение на дому, а затем появляются и школы, причем, в довольно современном виде.

Подробности о них известны, в основном, из трагических историй: летописцы рассказывают о ЧП, например, Геродот — о рухнувшей крыше или о том, как чума выкосила всех учеников одной из школ. Был и, говоря современным языком, теракт в 413 веке до н.э., когда в ходе Пелопоннесской войны войско напало на школу и истребило всех.

Из этих источников становится ясно, что даже в небольших городах было по несколько школ(конечно, не во всех полисах) и вполне современное количество учеников — где-то 60, а где-то 120. То есть, в древнегреческом обществе было движение к всеобщей начальной грамотности.

Можайский Андрей Юрьевич
доцент Института классического Востока и античности

Одним из «вечных» вопросов была оплата труда учителя. Плутарх описывает, как в 480 году до н.э. жители одного из полисов голосуют за оплату работы учителей. В 444 году до н.э. в Фурии принимают закон: все дети граждан должны обучаться грамоте, а труд учителя должен быть оплачен городом.   

Отдельно докладчики прокомментировали миф о том, что в Спарте больных детей сбрасывали со скалы (и вообще в античности практиковался какой-то такой «естественный отбор»). Скорее всего, это неправда. Плутарх описал это спустя 600 лет, а те летописцы, кто жил или бывал в Спарте, не упоминают ничего подобного. Одно время эту легенду подтверждали некоторые находки (в частности, колодец с костями), но современные исследователи не нашли там ничего «криминального».

Полная видеозапись семинара здесь