• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Вузам подобрали золотой стандарт: молодые кадры, приток аспирантов и студентов, плюс выход на рынок

Университеты похожи на черные ящики: они потребляют некоторые ресурсы, производят некоторые результаты, но от чего зависит качество их работы, толком не ясно — слишком сложная структура. Управленцам неизвестно, почему одни вузы эффективно используют ресурсы, другие нет, и как вообще это посчитать. О проблеме пишут Алексей Егоров и Павел Серебренников из лаборатории «Развитие университетов». Они предложили метод, как рассчитывать эффективность вузов, чтобы помочь управленцам.

Вузам подобрали золотой стандарт: молодые кадры, приток аспирантов и студентов, плюс выход на рынок

© AI

Традиционные методы здесь не годятся. Обычно они строятся на сравнении между собой организаций, которые работаю в одной сфере. А вузы слишком неоднородны, на их непохожесть друг на друга влияет масса факторов — от степени привилегированности (расслоение в высшем образовании очень велико) до региона, в котором работает вуз. 

Авторы предложили метод на основе Data Envelopment Analysis (DEA), в рамках которого сравнивали вузы по сегментам — маленькими группами университетов, близких друг к другу по характеристикам. Что происходит в «черном ящике», можно понять по анализу «входных» и «выходных» параметров. В качестве «входных» выбрали доход, количество сотрудников и качество студентов (по среднему баллу ЕГЭ), «выходные» — трудоустройство выпускников, цитирование научных сотрудников и интенсивность сотрудничества с внешней средой, так называемая третья миссия вуза.

Так удалось составить портрет идеального университета с точки зрения эффективности: в нем больше половина преподавателей — моложе 40 лет. 75% преподавателей — штатные сотрудники (если больше, эффективность уже ниже, потому что это обходится дорого). Половина аспирантов — выпускники других вузов. Доля иностранных студентов достигает 25%. Чем больше очных студентов, тем лучше. С точки зрения бюджетов идеальный вуз — тот, где доля прибыли от приносящей доход деятельности (в частности, НИОКР) составляет 50%. Но не больше: вузы, которые стараются работать только на рынок, оказываются менее эффективны. 

Исследование поможет и управленцам вузов, и тем, кто занимается образовательной политикой. Первым — потому что задает «золотой стандарт», вторым — потому что предлагает четкие критерии и метод оценки эффективности.

Подробнее