Компьютеры есть, грамотности нет: жить в цифровом мире подростки учатся сами — почти без участия школы
Грамотность измеряют «походом в кино»
Цифровой грамотностью исследователи называют не степень владения девайсом, а нечто более широкое: это способность безопасно для себя и других использовать цифровые технологии для поиска, анализа и передачи информации; умение общаться в сети, решать проблемы в цифровой среде.
Инструмент, разработанный в Инобре — это симуляция на компьютере разных ситуаций, близких к жизненным. Так называемые сценарные задания разной степени сложности позволяют понять, что делал бы человек в реальной жизни. Поскольку тест проходят подростки, разработчики постарались сделать ситуации интересными, снабдили интерактивными инструкциями и даже виртуальным помощником Глашей.
«Каждое задание представляет собой максимально приближенную к повседневной жизни учащихся ситуацию, например, организация школьного мероприятия, сбор информации для предстоящей экскурсии, подготовка доклада и т.д. Как и в жизни — чтобы выполнить комплексную задачу, надо применить разные навыки и компетенции, применяются симуляторы цифровых инструментов и сервисов. Так удается оценивать сразу нескольких составляющих цифровой грамотности в одном задании»
Тест позволяет увидеть, какие конкретно задачи вызывают трудности у подростка, какие компетенции развиты лучше или хуже. Дает советы — что и как развивать — и ученику, и учителю, причем в последнем случае еще и предоставляет картину по всему классу: например, 20% ваших учеников не могут определить потенциально опасную ситуацию общения и встречи с неизвестными онлайн-контактами, обратите внимание.
Не учим, так как не умеем сами?
Прошлой осенью с помощью инструмента исследовали цифровую грамотность 3,5 тысяч учеников 7 и 8 классов из четырех регионов. Такая выборка еще не позволяет делать масштабных выводов, но некоторыми наблюдениями эксперты всё же поделились. Так, оказалось, что на цифровую грамотность не влияет ни пол, ни наличие своей комнаты, ни, например, количество книг дома (популярный в таких исследованиях критерий культурного капитала семьи). Интересно, что и само по себе наличие смартфона и компьютера тоже не играет особой роли, а вот наличие стабильного доступа к интернету сильно способствует цифровой грамотности. Еще исследователи увидели серьезную разницу в том, как используется девайс: если только для (условно) развлечения, то цифровая грамотность заметно ниже, чем у тех, кто использует смартфон и для обучения тоже.
«Практики использования цифровых устройств и контента в школе не показали связь с уровнем формирования цифровой грамотности. То есть, всё, что делает школа в области «цифры», почти не влияет на эти компетенции. Что это значит? Что школа сосредоточена на замещении бумажного цифровым: учебники, доски, презентации… — но всё это несет прежние функции. Значит, мы что-то важное не улавливаем, когда занимаемся цифровой трансформацией образования»
Авдеева Светлана Михайловна
заведующая Лабораторией измерения новых конструктов и дизайна тестов
C тем, что такая проблема есть, соглашаются и сами учителя. Преподаватель информатики из московской школы № 1799 Петр Зобков согласен, что цифровая грамотность не сводится к чисто техническим умениям, как принято считать, и что многие в сфере образования не осознают серьезность проблемы.
«На цифровую грамотность не влияет не только наличие компьютеров или гаджетов, но и даже умение программировать. Есть ученики, которые умеют писать код, но не умеют гуглить, то есть правильно формулировать запрос, не говоря уже о рефлексии и анализе результатов. Почему в школе такая проблема? Потому что невозможно научить ребенка тому, чем не пользуешься сам»
Петр Зобков
начальник отдела Московского центра качества образования Департамента образования и науки города Москвы, учитель информатики Школы №1799
Полная видеозапись семинара здесь
Презентация (PPTX, 69.02 Мб)
Тарасова Ксения Вадимовна
заместитель заведующего Лабораторией измерения новых конструктов и дизайна тестов