• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Больше хвастают? мужчины в ИКТ-профессиях оценивают себя выше, чем женщины

«Девочки играют в куклы, поэтому из них вырастают хорошие психологи, врачи, учителя, а мальчики ломают машинки, потом собирают машинки, поэтому из них вырастают Илоны Маски и Стивы Джобсы». Такой распространенное объяснение различий «мужских» и «женских» профессий прозвучало (конечно, в шутку) в дискуссии на семинаре Инобра, где обсуждалась разная востребованность IT-навыков у выпускников вузов разного пола. Возможно, помимо таких культурных различий играет роль и «битва» самомнений: чаще всего в исследованиях выпускники оценивают свои навыки сами, и мужчины просто увереннее в себе.

Больше хвастают? мужчины в ИКТ-профессиях оценивают себя выше, чем женщины

© AI

Нужны не технари, а аналитики

В центре внимания оказалась Европа за последние 30 лет: исследователь Джейк Мёрдок из Университета Бургундии обобщил данные нескольких больших исследований нескольких европейских стран, первые из них начались еще аж в середине 90-х. Так что, помимо разных традиций (например, Скандинавия не очень похожа на немецкоязычные страны), перед слушателями прошли и разные эпохи: в 90-х базовые ИКТ-умения предполагали разве что способность включить компьютер, использование интернета уже считалось «продвинутым» навыком. Сейчас всё это звучит как истории из палеолита.

IT-сектор изменился до неузнаваемости. По сравнению с 1995 годом объем капитала в нем вырос многократно. Критически изменился спрос на рынке труда. Еще недавно ядром IT-специальности было умение работать с кодом. Сейчас ядро — это скорее аналитические способности, умение работать с данными

Подольский Олег Андреевич
советник ректора Университета 2035, приглашенный преподаватель Института образования НИУ ВШЭ

Восточную Европу затрагивали только некоторые из этих исследований, Джейк Мёрдок сожалел, что в них не попала Россия, и поделился наблюдением, что «это очень современная страна по сравнению с Францией: у вас гораздо больше онлайн-платформ и высоких технологий применяется в быту, значит, должны более активно развиваться ИКТ-требования на рынке труда».


Теория «менее скромных» мужчин

У мужчин и женщин разные возможности применения IT-навыков после окончания вуза. Эта картина неравномерна и для отрезка в 30 лет (разница постепенно сокращается), и для разных европейских стран — в Чехии, например, это различие более выражено, чем в Норвегии, — но в целом эта проблема остается общей. Если рассматривать IT в контексте STEM (так называют весь комплекс инженерных и математических специальностей), то это выглядит, например, так: в Чехии третичным образованием охвачены 40% женщин и 26% мужчин (в возрастной группе 25 — 34 года), из них STEM-специальности получают 42% мужчин и только 16% женщин. В Германии при примерно равном охвате третичным образованием (37% и 33% для разных полов) — 54% мужчин и только 19% женщин учатся STEM.

Мужчины демонстрируют более высокий уровень владения ИКТ-навыками, даже если в исследовании участвуют люди разного пола, которые учились одному и тому же. Одна из гипотез: это разный уровень рефлексии. Выпускники в опросах оценивают свой уровень сами, и мужчины, возможно, менее скромные, иначе воспринимают свой уровень развития навыков

Джейк Мёрдок
доцент Института социологии и экономики образования Университета Бургундии

Косвенно это можно подтвердить тем, что некоторые исследования в Чехии, Германии показали у женщин более реалистичный уровень восприятия IT-навыков, то есть самооценка была адекватна той оценке, которую давал рынок труда. В силу этого они оказывались успешнее в IT-специальностях: те, кто все-таки приходил в этот сектор, действительно владели профессией на высоком уровне. 


Бессмертное «дети, кухня и уборка»

Теория о «хвастовстве» мужчин вызвала оживленную дискуссию, хотя Джейк Мёрдок признался, что сам не может сделать на нее ставку, потому что нет подтверждений таких предрасположенностей по полу. Но, похоже, ее можно будет подтвердить или опровергнуть в будущем: появляются исследования, которые объективно оценивают уровень IT-навыков. Это своего рода PISA для взрослых, масштабные исследования, где выпускники вузов уже проходят тесты, а не голословно оценивают сами свой уровень. Недавно Франция впервые приняла участие в таком исследовании.

Возможно, дело не столько в «хвастовстве», сколько в культурных традициях, когда девочкам с детства так или иначе внушается, что какие-то профессии и навыки не для них. Эта проблема давно известна в STEM и, в частности, в математических специальностях. В докладе это названо «отсутствием признания женского образования» — как социального (на уровне общественного мнения), так и на уровне зарплат.

Возможно, мы бы получили более объективную картину, если бы разделили IT-навыки: базовые обязательные уже везде, а продвинутые включают в себя не только «цифру», но и, например, навык решения проблем, хороший английский и т.д. Что касается женщин на рынке труда, то иногда всё очень просто: у них недостаток времени, потому что дома быт и дети

Мальцева Вера Андреевна
старший научный сотрудник Центра развития навыков и профессионального образования

Полная видеозапись здесь

Презентация (PDF, 1.03 Мб)