• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Вузам не хватает красивой «картинки»: они много делают для развития предпринимательства, но не умеют рассказать об этом студентам

Идеальное место для того, чтобы научиться бизнесу — вуз: это признано во всем мире. Ведь начинать лучше в молодости, и кто лучше даст для этого системные знания и создаст нужную среду и экосистему? В России в этом смысле картина противоречивая: с одной стороны, интерес к бизнесу среди студентов высокий, с другой — инфраструктуру вуза студенты используют для учебы предпринимательству довольно редко. Причины выясняли Павел Сорокин, Светлана Черненко и Юлия Вятская из Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования.

Вузам не хватает красивой «картинки»: они много делают для развития предпринимательства, но не умеют рассказать об этом студентам

© AI

Среди российских студентов 42% начинающих и 12% уже действующих предпринимателей — это довольно много, в развитых странах меньше: в Германии, например, начинающих предпринимателей в студенческой среде всего 10%, а в Японии 5%. И предпринимательский климат в вузах оценивают выше, чем в той же Германии. Но исследование показало, что в той или иной форме предпринимательству в российских вузах учились лишь 17%. Только 5% проходили обязательный профильный курс, 3% — факультативный, 1% проходил стажировки в бизнес-инкубаторе, в общем, инфраструктурой вуза воспользовались единицы.

Выделив для исследований группу из 51 вуза, авторы провели «инвентаризацию» — какие инструменты поддержки предпринимательства в этих университетах есть и насколько подробная информация представлена на сайтах вузов. Оказалось, самое распространенное — специальные курсы, затем идут бизнес-инкубаторы (в 32 вузах из 51), акселераторы (в 14 вузах), технопарки (в 20), коворкинги, стартап-студии, и даже программа «Стартап как диплом» есть у 12 университетов из 51.

Общая проблема почти всех этих инструментов — о них очень мало известно студентам. Вузы не дают детальную информацию о них на своих сайтах, не «продвигают» их, не делятся правилами и лайфхаками, не говоря уже про истории успеха. Так, например, если коворкинги есть в 33 вузах из выборки, то информации о них на сайте не найдешь у большинства, и только у четырех есть данные о техническом оснащении. 12 вузов сообщили о наличии стартап-студий, но не дают никакой другой информации, хотя интерес студентов к этому формату высок из-за эффекта новизны — им бы воспользоваться. 

Авторы дают 10 рекомендаций вузам, как сделать свою предпринимательскую экосистему популярнее — в том числе открыть ее для внешних участников, масштабировать проекты, найти партнеров для технопарков и т.д.

Подробнее