Учителя спасаются в тени: сколько ни работай в школе, репетиторством заработаешь больше
В исследование попали более 400 педагогов, как работники школ, так и фрилансеры, и те, кто совмещает эти сферы. Использовав линейно-регрессивные модели, ученые пришли к выводам, о которых, наверное, догадываются многие учителя в день зарплаты: никакие варианты работы в школе не позволяют педагогу догнать по доходам близкие ему социальные группы (врачей, преподавателей вузов, научных работников). Если, конечно, не брать на себя такую нагрузку, от которой выгораешь.
Больше всего, по данным исследования, приносит чистое репетиторство. Авторы смоделировали несколько ситуаций с разным сочетанием нагрузки. Понятно, что это нельзя применить к любой ситуации, но в целом при одинаково большой нагрузке репетитор зарабатывает в 2,5 раза больше, чем школьный учитель. Педагог, пополам сочетающий работу в школе и репетиторство, зарабатывает в 1,5 раза больше школьного учителя. Также ученые обнаружили, что дополнительные часы больше прибавляют к доходу в репетиторстве и на платформах (в среднем по 4,9% за каждые 10 часов), чем в школе (3,4%).
«Тень» официальной системы образования — не чисто российская проблема. Этот термин предложили М. Брэй и Ч. Ликинз: сектор репетиторства как часть теневого образования, во-первых, следует за основным образованием, как тень — не будь школы, не было бы и его; во-вторых, копирует основное образование и меняется вместе с ним, а в-третьих, он мало исследован, ему уделяется мало внимания в обществе. Относятся к «тени» по-разному, иногда и с осуждением. Но на фоне нового исследования советы зарабатывать только в школе, увеличивая оплачиваемую нагрузку, звучат не очень убедительно.
Статью Ирины Абанкиной, Кирилла Зиньковского (Инобр), Юлии Беловой, Алексея Милованова (НИУ ВШЭ) и Екатерины Латыповой (Фоксфорд) можно прочитать здесь
Милованов Алексей Евгеньевич