• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Выбраться из «коробочки», или как городские пространства могут становиться учебным классом

Образовательную урбанистику многие называют модной темой: мол, интереснее и полезнее учиться не только в классе, но и в музеях, библиотеках и вообще в городском пространстве. С этим никто обычно не спорит, но и массово популярной тему пока не назовешь. Педагогам трудно переучиваться (скорее даже «доучиваться»), и в этом должны активнее участвовать сами работники библиотек, музеев, театров, урбанисты и вообще активные горожане: обсудили это на открытом семинаре Инобра. О пятилетней работе над развитием образовательной урбанистики рассказывала команда профильной лаборатории МГПУ.

Выбраться из «коробочки», или как городские пространства могут становиться учебным классом

© Al

Вечное «Дайте нам список»

Город — это условность, потому что образовательную урбанистику можно развивать везде, и в деревне тоже. Понятно, что в Москве и в мегаполисах масса возможностей, подходящих пространств и проектов. Но здесь оказываются главным компетенции учителя, а не инфраструктура той местности, где он живет и работает. Интересно может быть везде.

Мы начали с того, что попытались описать, каталогизировать то, что происходит в музеях и библиотеках Москвы. Но столкнулись с тем, что это бессмысленно: то, что ты сегодня описал, завтра исчезло, неформальное поле только так и живет. Это не очень понимают учителя, которые воспринимают образовательную урбанистику так: «Выдайте нам список, куда ходить». И чиновники: «Отметьте на карте нужные объекты».

Екатерина Асонова
заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ

Отказавшись от идеи количественного исследования («описать нельзя — оценивать можно»), команда МГПУ разработала шкалу оценки интерактивных образовательных практик. Издали несколько пособий для педагогов («Город как учебник», «Закрой учебник, открой город»), открыли профильную магистратуру для педагогов-урбанистов и занялись «перепрошивкой» профессиональных стандартов. «Мы говорим о новой функциональной грамотности учителя, чтобы он мог любой городской объект увидеть как педагогический ресурс. Видим, что имитации, которые еще допустимы в школьной «коробке», в городе уже не работают», — говорит Екатерина Асонова.


Как не стать «колонизаторами»

То, что образовательную урбанистику можно развернуть не только в мегаполисе, но и практически везде, подтвердил проект в Сысерти — маленьком городе на Урале. В 2020 году Сысерть вошла в число «обучающихся городов» ЮНЕСКО (всего в мире их около 200), команда Школы Образовательной Урбанистики работала с сысертцами год — участвовали во встречах и проектных сессиях, на которых учителя и члены местного сообщества делились опытом, провели курсы повышения квалификации, создавали концепцию летнего проектного лагеря и т.д. Все это с целью помочь в создании социальной инфраструктуры на конкретной территории, осознающей себя обучающимся городом.

В таких проектах самое главное — не выступать колонизаторами. Мол, приехали из Москвы, сейчас всех всему научим, всё покажем и радужно уедем. Задачи другие: найти, у кого можно поучиться на месте, поддержать их идеи, наладить связи, чтобы после того, как степень нашего участия уменьшится, инициативы не затухли.

Максим Буланов
магистр педагогики, тьютор, специалист образовательной программы Indiana University School of Education in Indianapolis

Другой проект лаборатория развивала в Москве, по заказу дома культуры «ГЭС-2» — «Балет на тротуаре». Это был проект для подростков, который позволил исследовать, а как сами подростки воспринимают пространства — что и почему считают комфортным, уютным, а где чувствуют себя неуместными. Результаты этого исследования еще не опубликованы.


Школа «заземлилась» на твоей улице

Работу с развитием педагогических компетенций городского учителя в МГПУ начали с курсов повышения квалификации, но увидели, что получается однобоко — приходят только учителя. Поэтому магистратура «Педагог-исследователь городской среды» создавалась с таким прицелом, чтобы учительскую среду там разбавляли представители разных сфер. В первый набор пришли архитекторы, лидеры сообществ, кураторы культурных пространств, креативные директора и даже многодетные мамы («Это тоже профессия!» — подчеркнули докладчики).

В педагогическом образовании отсутствует видение, понимание города. По-прежнему все методики рассчитаны на работу в классе, ничего не видят за его пределами, в лучшем случае предлагается сходить на подготовленную кем-то экскурсию. Мы обобщаем практики и рассказываем школе и городу друг о друге.

Анастасия Россинская
ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ

В «урбанистической» магистратуре учат все педагогические идеи и знания «заземлять» на своей улице, в своем городе, пробовать проектный, психологический, социологический и другие подходы, выступать продюсерами городских проектов. Среди тем дипломных работ, защищаемых в этом году — игровые городские маршруты для развития гуманности младших школьников, проект по развитию коммуникативных умений у подростков с аутическим расстройством в городской среде, портал о соучаствующем проектировании и т.д. Возможно, будущее школы — за пределами самой школы?


Полная видеозапись семинара здесь

Презентация (PDF, 2.92 Мб)