Выбраться из «коробочки», или как городские пространства могут становиться учебным классом
Вечное «Дайте нам список»
Город — это условность, потому что образовательную урбанистику можно развивать везде, и в деревне тоже. Понятно, что в Москве и в мегаполисах масса возможностей, подходящих пространств и проектов. Но здесь оказываются главным компетенции учителя, а не инфраструктура той местности, где он живет и работает. Интересно может быть везде.
Мы начали с того, что попытались описать, каталогизировать то, что происходит в музеях и библиотеках Москвы. Но столкнулись с тем, что это бессмысленно: то, что ты сегодня описал, завтра исчезло, неформальное поле только так и живет. Это не очень понимают учителя, которые воспринимают образовательную урбанистику так: «Выдайте нам список, куда ходить». И чиновники: «Отметьте на карте нужные объекты».
Отказавшись от идеи количественного исследования («описать нельзя — оценивать можно»), команда МГПУ разработала шкалу оценки интерактивных образовательных практик. Издали несколько пособий для педагогов («Город как учебник», «Закрой учебник, открой город»), открыли профильную магистратуру для педагогов-урбанистов и занялись «перепрошивкой» профессиональных стандартов. «Мы говорим о новой функциональной грамотности учителя, чтобы он мог любой городской объект увидеть как педагогический ресурс. Видим, что имитации, которые еще допустимы в школьной «коробке», в городе уже не работают», — говорит Екатерина Асонова.
Как не стать «колонизаторами»
То, что образовательную урбанистику можно развернуть не только в мегаполисе, но и практически везде, подтвердил проект в Сысерти — маленьком городе на Урале. В 2020 году Сысерть вошла в число «обучающихся городов» ЮНЕСКО (всего в мире их около 200), команда Школы Образовательной Урбанистики работала с сысертцами год — участвовали во встречах и проектных сессиях, на которых учителя и члены местного сообщества делились опытом, провели курсы повышения квалификации, создавали концепцию летнего проектного лагеря и т.д. Все это с целью помочь в создании социальной инфраструктуры на конкретной территории, осознающей себя обучающимся городом.
В таких проектах самое главное — не выступать колонизаторами. Мол, приехали из Москвы, сейчас всех всему научим, всё покажем и радужно уедем. Задачи другие: найти, у кого можно поучиться на месте, поддержать их идеи, наладить связи, чтобы после того, как степень нашего участия уменьшится, инициативы не затухли.
![](/mirror/pubs/share/thumb/841675179:c932x932+0+148:r60x60!.jpeg)
Максим Буланов
магистр педагогики, тьютор, специалист образовательной программы Indiana University School of Education in Indianapolis
Другой проект лаборатория развивала в Москве, по заказу дома культуры «ГЭС-2» — «Балет на тротуаре». Это был проект для подростков, который позволил исследовать, а как сами подростки воспринимают пространства — что и почему считают комфортным, уютным, а где чувствуют себя неуместными. Результаты этого исследования еще не опубликованы.
Школа «заземлилась» на твоей улице
Работу с развитием педагогических компетенций городского учителя в МГПУ начали с курсов повышения квалификации, но увидели, что получается однобоко — приходят только учителя. Поэтому магистратура «Педагог-исследователь городской среды» создавалась с таким прицелом, чтобы учительскую среду там разбавляли представители разных сфер. В первый набор пришли архитекторы, лидеры сообществ, кураторы культурных пространств, креативные директора и даже многодетные мамы («Это тоже профессия!» — подчеркнули докладчики).
В педагогическом образовании отсутствует видение, понимание города. По-прежнему все методики рассчитаны на работу в классе, ничего не видят за его пределами, в лучшем случае предлагается сходить на подготовленную кем-то экскурсию. Мы обобщаем практики и рассказываем школе и городу друг о друге.
![](/mirror/pubs/share/thumb/841675212:c639x639+0+0:r60x60!.jpeg)
Анастасия Россинская
ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ
В «урбанистической» магистратуре учат все педагогические идеи и знания «заземлять» на своей улице, в своем городе, пробовать проектный, психологический, социологический и другие подходы, выступать продюсерами городских проектов. Среди тем дипломных работ, защищаемых в этом году — игровые городские маршруты для развития гуманности младших школьников, проект по развитию коммуникативных умений у подростков с аутическим расстройством в городской среде, портал о соучаствующем проектировании и т.д. Возможно, будущее школы — за пределами самой школы?
Полная видеозапись семинара здесь
Презентация (PDF, 2.92 Мб)
Екатерина Асонова
заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ