Логику учеников оценят роботы: в Инобре разработали первый российский инструмент автоматической оценки логического мышления учеников
Такой инструмент создали и описали в своем исследовании психометрик Ирина Угланова и психолог Ирина Погожина. Это тест, похожий на компьютерную игру с фантастическим сюжетом — чтобы выполнить задание, ученику надо последовательно совершать разные действия. И процесс, и результат каждого из них считывается как индикатор того, насколько сформировано то или иное познавательное умение, из которых, как из пазлов, состоит логическая операция.
Традиционные тесты закрытой формы, в которых нужно выбрать правильный ответ, не идеально подходят для оценки логического мышления, — объясняют авторы статьи. Они предложили применять формат Performance-based, когда в первую очередь оценивается процесс принятия решений через действия в рамках какого-то сценария — для оценки логического мышления этот подход раньше не применялся. Логическое мышление, согласно теории Пиаже, состоит из компонентов, таких, как комбинаторные операции (сопоставление объектов друг с другом), трансформации INRC (подбор вариантов, как внести изменение в ситуацию) и т.д. В сценарном задании каждый шаг позволяет инструменту автоматически оценить развитость того или иного компонента логического мышления. Например, операция комбинаторики не сформирована — ученик не смог сопоставить разные элементы, сформирована частично — сопоставил не все, или сформирована полностью. Так по итогам теста система обобщает, какие компоненты логического мышления развиты, а какие «хромают», всё это будет изложено в отчете, который поможет педагогам или родителям увидеть проблемные зоны.
Сам ученик в это время даже не задумывается, что его проверяют: он знакомится с обитателями таинственного старого особняка, чтобы понять, кто из них станет привидением. А в другом сюжете — создает топливо для ракеты на незнакомой планете. Для этого нужно изучить ее, найти и собрать ингредиенты, исследовать их по инструкции, комбинировать разные вещества… Игровой формат и увлекательные фантастические сюжеты не создают у подростков стресса, как при проведении «настоящих» и «серьезных» тестов.
Исследование проходит без привлечения специалистов-экспертов для проведения теста или проверки результатов, что обеспечивает и больший уровень объективности (ведь сколько экспертов, столько и мнений), и просто экономит деньги и время. А компьютерный формат методики позволяет провести исследования прямо в школе на обычном компьютере.
Угланова Ирина Львовна