«Перевернуть» класс мешают страхи: Мадина Давлатова — о том, почему учителя не готовы делиться ответственностью с учениками
В целом подход, исследованный Мадиной, называются смешанным обучением: традиционное общение учителя с учениками лицом к лицу сочетается с элементами онлайна и контроля школьником времени, места и темпа обучения. «Перевернутый класс» предполагает, что ученики сами изучают новый материал дома, а в классе активно его обсуждают и прорабатывают. «Ротация станций» — это когда группы учеников по очереди работают в разных форматах: традиционно с учителем, онлайн сами и на станции самостоятельной работы, например, могут работать на проектом т.д.
Есть доказательства, что мотивация, интерес и самостоятельность учеников при использовании этих моделей заметно растут. Так, в России после эксперимента, в котором участвовали 10 школ, мотивация к учебе выросла на 18%. Более масштабные исследования в США показали, что и образовательные результаты растут на 11 — 19%. Так почему же альтернативные модели уроков непопулярны?
«Анализ интервью показал, что учителя на начальных этапах применения моделей столкнулись с рядом барьеров, которые, с одной стороны, помогают их профессиональному развитию, а с другой – заставляют отказываться от этих моделей в пользу «не усложнения» собственной деятельности», — пишет Мадина Давлатова. Среди этих барьеров и бо́льшая нагрузка для подготовки к урокам, и неготовность учеников к самостоятельности. Одна из главных проблем — учителя психологически сами не готовы делить ответственность с учениками. Мешают и предубеждения родителей, которые хотят, чтобы детям «давали материал» по-старинке — объясняли всё в классе.
По итогам исследования Мадина Давлатова разработала курсы для учителей, которые учат их применять модели смешанного обучения и цифровые инструменты, обходя некоторые из выявленных барьеров.