• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Что нам до слез Анны Карениной? Эффекты курса литературы для навыков учеников почти не исследованы — это порождает массу спекуляций

«Молодежь сейчас почти не читает». «Классику совсем не знают». Все мы слышали эти высказывания сто раз. На самом деле, «мало читают» — утверждение спорное, а каверзный вопрос, зачем знать классику, может и вовсе поставить в тупик. Курс литературы окружен массой спекуляций, которые становятся «общим мнением». Это связано с тем, что почти нет исследований, какие эффекты на знания и навыки учеников оказывает курс литературы, разные способы организации его содержания.

Что нам до слез Анны Карениной? Эффекты курса литературы для навыков учеников почти не исследованы — это порождает массу спекуляций

© AI

Александра Ченцова и Надежда Авдеенко предлагают начать эмпирические исследования, чтобы понять, к каким результатам приводит преподавание литературы. В том числе — через сравнение подходов, популярных у педагогов разных стран. Для начала они обобщили четыре подхода американской и британской школ.

— Консервативный подход . Предмет дает то, что должен знать каждый культурный человек. Даже если в итоге это знание на уровне «Анна Каренина — это которая изменила мужу, а потом бросилась под поезд». Поэтому жесткие списки «великих» книг неизбежны. Такой подход распространен и в российской школе, не случайно в общественных дискуссиях периодически предлагают официально утвердить список книг, которые обязательно должен знать каждый выпускник, потому что это «наш культурный код».

— Неолиберальный подход . Польза от литературы должна быть в первую очередь практической, а еще надо дать возможность выбора, что читать. Всё это значительно сужает пространство для использования единых списков. Сами произведения на таких уроках зачастую вторичны: они лишь помогают развивать технику чтения, критическое мышление и коммуникацию.

— Критический подход : какие ценности транслирует произведение? Это не совсем «Что хотел сказать автор?», а ревизия из сегодняшнего дня. Вы вряд ли догадывались, что «Золушка» транслирует и колониализм, и гендерные ожидания (только покорные девочки могут рассчитывать на «счастливый финал» — свадьбу с принцем), поэтому, по мнению британской исследовательницы, ее надо уравновешивать «контр-текстами». Конечно, есть угроза упрощенного взгляда.

— Социальный реализм : идея сильного знания, которое прокладывает мостик между бытовым и научным, обеспечение всем ученикам доступа к этому знанию. Литература — хороший способ показывать сложность, с которой дети сами не сталкивались: это касается и содержания текстов, и самой эстетики. Говоря о книгах, школьники учатся выражать сложные чувства, переходят от наивного чтения к осмысленному. В российской школе это ближе всего к традиции медленного вопрошающего чтения. Но, конечно, если весь урок разбирать тонкости двух строчек стихотворения, длинные списки обязательных книг здесь нереальны.

Это только начало исследований эффектов курса литературы: понимание, чего и как мы хотим добиться, поможет сделать этот предмет полезнее и интереснее.

Подробнее