• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Учить по-взрослому: сотрудники лучше осваивают навыки и знания на работе, чем на оплаченных курсах

Непрерывное обучение на рабочем месте — вот ключ к успеху в мире, где технологии и бизнес-процессы меняются с бешеной скоростью. Этот вывод сделала группа экспертов под руководством профессора Ильи Коршунова, которая исследовала специфику развития навыков взрослых. Оказывается, постепенное и мягкое вовлечение в решение рабочих задач намного эффективнее традиционных обучающих курсов.

Учить по-взрослому: сотрудники лучше осваивают навыки и знания на работе, чем на оплаченных курсах

© AI

Ученые сформировали социологический «портрет» российского работника с разным уровнем навыков решения задач в условиях технологической интенсивности. Они опросили 3877 человек в возрасте от 16 до 65 лет, имеющих различное образование, от среднего до научных степеней.

Выяснилось, что работники с высоким уровнем навыков, как правило, имеют университетское образование, работают в технологических сферах и активно используют информационно-коммуникативные инструменты в своей работе и повседневной жизни. Но что важно, они регулярно сталкиваются с решением различных задач и тратят не более 30 минут на каждую из них. С другой стороны, работники с ограниченными навыками часто имеют среднее образование и выполняют рутинные действия, не требующие быстрой адаптации и «мягких» навыков.

Результаты исследования показывают, что активное изучение IT и программирования улучшает способность сотрудников решать задачи. В то же время, без практического применения этих навыков, дистанционные курсы могут не принести желаемого результата. Те компании, которые внедряют непрерывное образование, развивают взаимодействие внутри коллективов, между руководителями и подчиненными в процессе работы, успешнее справляются с технологическими вызовами.


Чтобы улучшить навыки решения задач, ученые рекомендуют интегрировать обучение в рабочий процесс. Это включает активное участие в консультациях, инструктажах и планировании, конструктивных отношениях начальник-подчиненный,  а также регулярное решение новых, но относительно простых задач, требующих до 5 минут на их концептуальное обдумывание.

Исследователи обращают внимание, что уровень математической и читательской грамотности работников в России соответствует средним показателям стран-лидеров. Однако, когда дело доходит до работы с новыми технологиями, ситуация в России выглядит менее оптимистичной. Этот факт требует особенного внимания именно со стороны менеджмента компаний, поскольку навыки решения задач в технологической среде  в значительной степени определяют продуктивность сотрудников, эффективность компаний и социально-экономическое развитие страны в целом.

Подробнее