• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Всех нужнее и дороже в этой школе доброта? Какие социально-эмоциональные навыки учителя считают самыми полезными для начальной школы

В первые годы в школе дети осваивают не только основные академические дисциплины, такие как чтение, письмо и арифметика, но и приобретают важные социальные и эмоциональные навыки. Они учатся устанавливать дружественные связи со своими сверстниками, работать в команде, управлять своими чувствами и эффективно взаимодействовать с учителями. Исследователи из Высшей школы экономики проанализировали процесс развития этих навыков в российской начальной школе.

Всех нужнее и дороже в этой школе доброта? Какие социально-эмоциональные навыки учителя считают самыми полезными для начальной школы

© AI

Исследование состояло из двух этапов: во-первых, ученые узнали, какие методы учителя используют для развития социально-эмоциональных навыков учеников, а во-вторых, определили, как часто эти методы применяются в школьной практике.«Опросник представлений учителей о социально-эмоциональных навыках», разработанный специалистами ВШЭ, открыт для использования всеми желающими и опубликован в приложении к статье.

Педагоги полагают, что социально-эмоциональные навыки способствуют адаптации ребенка к новым условиям, таким как изменение расписания, новый коллектив или необходимость слушаться учителя. Ученикам важно освоить сотрудничество со сверстниками и преподавателями, что включает управление эмоциями, уважение к другим точкам зрения и умение договариваться.  Некоторые учителя подчеркивают, что все эти качества связаны с развитием доброты, важность развития которой они ставят на первое место.

Учителя особо ценят способность ставить цели, работать в команде и завершать начатое. Контроль над эмоциями также считается критически важным для успешной карьеры и жизни. Примечательно, что управление эмоциями оценивается выше, чем понимание своих чувств, хотя осознание чувств необходимо для их контроля. Этот момент важно учитывать в образовательном процессе.

Примечательно, что такие навыки, как соблюдение школьных правил, ответственность за выполнение домашних заданий и поддержание порядка среди своих вещей, которые, как можно было предположить, считаются важными для младшего школьника, учителя редко выбирают как полезные для будущего успеха.

Некоторые аспекты школьной жизни, такие как  обилие бюрократии и необходимость согласовывать любую внешкольную активность, ограничивают учителей в проведении мероприятий, направленных на развитие социально-эмоциональных навыков.

Авторы статьи  «Представления учителей начальной школы о социально-эмоциональном развитии учащихся» — Александра Струкова, Евгения Юрчик, Анастасия Петракова, Татьяна Канонир, Екатерина Орел и Алена Куликова.  


Подробнее