Сюрпризы младшей школы: международные эксперты о том, что важно в первом классе
Эту международную педагогическую дискуссию поддержали эксперты Центра психометрики и измерений в образовании ВШЭ. Юлия Кузьмина, Наталия Илюшина, Алена Куликова, Алина Иванова, Екатерина Орел и Анастасия Петракова вошли в состав международной команды авторов монографии «Первый год в школе: международная перспектива». Исследования этих ученых представлены в нескольких главах книги, выпущенной в 2023 году издательством Springer.
Первый год обучения в школе является жизненно важным, но недостаточно изученным этапом образования. Между тем, исследования показывают явную связь между прогрессом детей в первый год обучения в школе и их последующей успеваемостью. Книга стала частью серии, посвященной раннему образованию, и проекта iPIPS (Международные показатели эффективности в начальной школе).
Инструмент iPIPS нацелен на начальную диагностику детей при входе в систему образования, а также на измерение их индивидуального прогресса в течение первого года обучения в школе. За 20 лет использования, созданный в университете Дарема в Великобритании инструмент позволил оценить около двух миллионов детей в этой стране. Кроме того, инструмент был адаптирован во многих странах мира и тысячи школ в Австралии, Новой Зеландии, Корее, Германии и других странах активно его используют.
Исследователи Центра психометрики и измерений в образовании НИУ ВШЭ разработали русскоязычную версию инструмента iPIPS, адаптированную для первоклассников российских школ.
Одна из редакторов книги, директор Центра психометрики и измерений в образовании Елена Карданова, отмечает, что данные, полученные с помощью iPIPS о том, что дети знают и умеют на старте школы, и какого прогресса они достигают за первый год обучения, представляют ценность не только для учителей, но и для разработки методик в области педагогики.
В шестой главе монографии представлены пять статей, авторами трех из них являются ученые НИУ ВШЭ. Карданова охарактеризовала их как «Новые и неожиданные открытия iPIPS».
Так, исследователи из ВШЭ проанализировали, как способность ученика правильно воспринимать звуки в словах влияет на трудности в изучении математики или чтения в первом классе. Оказалось, что если у ребенка хорошо развита эта способность, то проблемы с математикой возникают реже. К тому же дети с продвинутой фонологической грамотностью чаще переходят в группу учеников с нормальным развитием, даже если изначально испытывали сложности с математикой.
Еще одно представленное в этой главе исследование ученые из британского университета Тиссайд провели в школах Англии, Шотландии и Австралии. Результаты показывают, что умение детей писать своё имя связано с их школьными достижениями. Так дети, которые к шести годам уже умели писать своё имя, чаще показывали хорошие результаты по чтению, фонологической грамотности и математике. Удивительно, но длина имени при этом значения не имеет.
Еще один сюрприз — на успехи в математике положительно влияют физические упражнение и занятия спортом — это выяснили ученые из Федерального университета Рио-де-Жанейро. Они провели исследование среди первоклассников в Бразилии.
Далее российские авторы исследовали связь между симптомами СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности) и чтением у младших школьников. Они обнаружили, что у детей, у которых в первом классе есть проблемы с вниманием, могут возникать трудности с чтением. Но со временем, уже к третьему классу, многие дети учатся лучше контролировать свое поведение.
В последней главе эксперты ВШЭ рассматривают, как формирование классов в начальной школе влияет на успеваемость первоклассников по математике и чтению. Несмотря на то, что анализ объединяет два исследования, проведенных в Нидерландах и России, где разные языки, культуры, образовательные программы и возраст начала обучения, результаты оказались похожи.
Оба исследования показали, что дети из менее благополучных семей лучше учатся в классах, составленных из учеников с разным уровнем подготовки. Кроме того, обучение в смешанных классах помогает уменьшить разрыв в успеваемости между детьми с разной степенью подготовки.
Однако исследователи отмечают, что обучение в классах с высоким средним уровнем подготовки может быть полезным только для учеников с высоким уровнем подготовки, в то время как для учеников с низким уровнем это может иметь негативные последствия.
Подробнее
Иванова Алина Евгеньевна
Центр психометрики и измерений в образовании: Старший научный сотрудник
Карданова Елена Юрьевна
Директор Центра психометрики и измерений в образовании
Кузьмина Юлия Владимировна
Центр психометрики и измерений в образовании: Старший научный сотрудник
Куликова (Пономарева) Алена Александровна
Центр психометрики и измерений в образовании: Научный сотрудник
Орел Екатерина Алексеевна
Центр психометрики и измерений в образовании: Старший научный сотрудник
Петракова Анастасия Владимировна
Центр психометрики и измерений в образовании: Научный сотрудник