• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Аспиранты после перерыва: новый феномен российской аспирантуры — растет число тех, кому за тридцать

Учиться в аспирантуру идет все больше студентов постарше, тех, кто успел поработать в реальном секторе экономики и решил вернуться в научную жизнь. В отличие от более молодых коллег, такие аспиранты чаще выбирают темы диссертаций, связанные с их опытом вне университета. Светлана Жучкова и Евгений Терентьев предлагают аспирантуре пересмотреть подходы к обучению, чтобы учитывать потребности этой категории студентов.

Аспиранты после перерыва: новый феномен российской аспирантуры — растет число тех, кому за тридцать

© AI

На основании опроса Минобра они провели исследование и впервые сравнили мотивацию, образовательный опыт и результаты традиционных аспирантов и аспирантов с нелинейной траекторией — тех, кто возвращается к академической учебе после короткого или длительного перерыва.

Выяснилось, что аспирантов с нелинейной траекторией в российских вузах — почти треть.

В 2021 году общее число аспирантов в вузах и научно-исследовательских институтах России составляло 90 156 человек. Из них 29% были в возрасте 30 лет и старше. За последние десять лет доля таких аспирантов удвоилась.

Рост числа более возрастных аспирантов стал особенно заметен после 2012 года, когда аспирантура стала третьей ступенью высшего образования.

Авторы исследования пришли к выводу, что аспирантам с нелинейной траекторией отлично подходит модель наставничества: с низкой учебной нагрузкой, нацеленной на развитие навыков, необходимых для академической карьеры, и установкой на общение с одним руководителем.

Лучше всего автономность поддерживают вернувшиеся к учебе после перерыва в пять и более лет — они реже взаимодействуют со своими научными руководителями, хотя и сталкиваются с большим количеством проблем, связанных с отсутствием академических навыков, проблемами со знанием иностранного языка, семейными обязанностями и необходимостью совмещать учебу с работой.

В то же время таким аспирантам больше нравится учиться, они лучше развивают навыки, реже хотят бросить учебу, испытывают меньше трудностей во время общения с научными руководителями, активней публикуются. 

Опрос выявил, что ярче всего разница между аспирантами проявляется в мотивации при подготовке диссертации. Те, кто вернулся к учебе после перерыва, редко теряют интерес к своей научной теме: лишь 23% из них, в сравнении с 41% среди тех, кто учился без перерыва.

Большинство тех, кто вернулся к учебе, сами предлагают тему диссертации и проявляют к работе большую заинтересованность. Часто с темой диссертации напрямую связана профессиональная деятельность аспирантов вне университета. Это дает им доступ к экспертам в исследуемой области даже без участия научного руководителя.

Как правило, аспиранты, которые возобновили обучение после перерыва, в основном уже работают в университетах и стремятся развивать свою академическую карьеру как преподаватели.

Вместе с тем авторы указывают, что действующая в России система аспирантуры не приспособлена для тех, кто стремится применить полученную степень в профессиональной деятельности в промышленности или бизнесе.

В итоге в России практически все аспиранты рассматривают защиту диссертации только как путь к штатной академической должности.

На сегодня в России не существует профессиональных ученых степеней, и это — повод для дискуссии, подчеркивают авторы. Они отмечают, что сегодня только в нескольких российских вузах можно получить диплом с квалификацией «доктор делового администрирования». Однако статус этих степеней не сопоставим со статусом степени «кандидата наук». 

В опросе участвовало более 5000 аспирантов из 248 вузов России. 

Статья опубликована в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в журнале Higher Education.

Подробнее