• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Геракл, его лук и другие противоречия в истории героя: еще одна попытка понять древнегреческие мифы с точки зрения истории педагогики

Из древнегреческой «пайдейи» вышли многие современные представления об образовании. А античные герои продолжают вдохновлять не только писателей, художников и режиссеров, но и педагогов.

Геракл, его лук и другие противоречия в истории героя: еще одна попытка понять древнегреческие мифы с точки зрения истории педагогики

© AI

Возьмем Геракла. Идеальный герой и образец мужества, несмотря на то, что иногда ему приходилось носить женскую одежду и сидеть за прялкой. Есть и другой парадокс — он не расстается с луком, который считался не особо героическим оружием.

Виктория Пичугина в своей статье представляет Геракла как одного из главных лучников античности и рассматривает путь его «воинской добродетели» наряду с провалами в образовании.

Специалист Инобра уже не в первый раз изучает греческие мифы с точки зрения педагогики. Этот оригинальный анализ основан на текстах античных авторов и изображениях на керамике VI–V вв. до н. э. В соавторстве с Анной Жирновой у нее в июле 2023 года вышла книга о Геракле и Ахиллесе «Куррикулум для героя». 

Новая статья о Геракле посвящена риторическому античному спору между воином, владеющим луком, и гоплитом — пешим воином, вооруженным тяжелым копьем и щитом. 

Одни определяли лук как оружие мудрых и умеющих наносить раны, сохраняя при этом собственную жизнь, а другие считали, что разить врага с безопасного расстояния — недостойно героя.

Связь между метательным оружием и варварами закрепилась в сознании греков после вторжения персов. Автор ссылается на Геродота, который писал, что в битве при Платеях (479 г. до н. э.), персы потерпели поражение потому, что сражались легким оружием против тяжеловооруженных гоплитов.

Даже Гомер считал, что лук был почетным оружием в руках богов, но в руках людей противоречил кодексу героя. 

В то же время в трагедии Софокла «Аякс» Менелай говорит Тверку: «Вооружен ты луком, а спесив!», а тот отвечает: «Я — лучник вольный, — не тружусь за мзду». 

Кроме того, использование лука рассматривалось как недопустимое подражание богам, а потому связывалось «со смертью, трусостью и предательством», указывает автор. 

Между тем Геракл стрелял в богов из своего лука, еще будучи ребенком, этот эпизод описан в «Илиаде». Эсхил в «Прометее освобожденном» повествует, как Геракл убивает из лука орла, посланного Зевсом, чтобы клевать печень Прометея. Софокл в «Трахинянках» называет героя «безупречным стрелком», которого боги отводят от смерти. Все это подчеркивает исключительность героя.

Но Геракл совершает и преступления, например, убивает из лука двоих своих наставников — Эврита и Хирона, пусть и за нарушение законов гостеприимства или по неосторожности. И тут Геракл предстает как импульсивный и не слишком воспитанный человек, про которого у Плутарха написано: «И груб, и прост, но в подвигах велик...». 

Древнегреческие авторы Феокрит и Аполлодор указывали, что у Геракла было пять или шесть наставников в разных сферах. Однако из-за склонности действовать по закону силы, Геракл не всегда был хорошим учеником. Так неограниченные возможности иногда вступают в противоречие с моралью и приводят к краху. 

И все-таки Геракл, обреченный делать человеческие ошибки, не расстается с луком, даже если это оружие напоминает ему о трагедиях. И это еще один урок. О такой жизненной философии писал Еврипид: «Да, кто не умеет / Противостоять несчастью, тот и стрел / Врага, пожалуй, испугается...».