• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Между госбюджетом и автономией: растущее число студентов в мире увеличивает бюджетные расходы, вынуждая государства усилить контроль над университетами

В современном мире университетов становится все больше, поэтому государствам приходится сокращать бюджетное финансирование науки. При этом правительства не оставляют попыток влиять на то, чтобы вузы продолжали эффективно передавать знания, обучать специалистов и делать открытия.

Между госбюджетом и автономией: растущее число студентов в мире увеличивает бюджетные расходы, вынуждая государства усилить контроль над университетами

© AI

Вопрос в том, насколько успешно вмешательство государства может трансформировать и модернизировать деятельность вузов. 

Екатерина Шибанова из Инобра проследила за продолжающейся уже более 40 лет дискуссией о влиянии государственного вмешательства на эффективность высшего образования.

Автор отмечает, что начиная с 1980-х годов в государственной политике многих стран мира доминируют идеи неолиберализма и концепция «управления по результатам». Поэтому в университетах все чаще видят хозяйствующий субъект, который получает финансовый ресурс и человеческий капитал и выдает научные исследования и преподавательскую деятельность. 

В мире закрепилась концепция нового государственного управления (new public management), она популярна и в университетском секторе. Выделяют три вида влияния государства на сферу высшего образования: механизмы финансирования вузов, их реструктуризация — слияние или выделение особых групп университетов, а также управление университетской автономией. 

Многочисленные зарубежные исследователи, на которых ссылается автор статьи, приходят к выводу, что расширение автономии университетов увеличивает конкуренцию и дает более высокие показатели производительности. То есть, чем меньше вуз зависит от безусловного государственного финансирования, тем выше его организационная эффективность и результаты. 

Вместе с тем, некоторые авторы высказывают опасения по поводу сокращения государственных расходов на высшее образование — это может привести к снижению образовательных возможностей для граждан. 

Эксперты также напоминают, что в мире случаются и экономические кризисы — и тогда гораздо меньше проблем у вузов с более централизованной моделью управления. 

Что касается реструктуризации, то исследователи склонны считать полезными только те слияния вузов, которые происходят добровольно, а не инициированы государством. 

Эффективным инструментом считаются и инициативы превосходства — решение правительства выделить нескольким университетам больше средств по сравнению с обычным финансированием. Наличие конкурса полезно не только для победителей, но и для всей системы — пример успешных университетов становится стимулом для других. 

Важное влияние оказывает и проведенная государствами Болонская реформа, направленная на сближение систем стандартов обучения вузов в разных странах. В целом этот процесс положительно повлиял на эффективность преподавательской и научно-исследовательской деятельности, однако есть нюанс — крупным университетам во время такой реструктуризации пришлось пережить большие трудности. Чем больше вуз, тем больше усилий надо потратить на изменения, и в долгосрочной перспективе это может привести к падению эффективности.

Обзор основан на англоязычных статьях в трех основных электронных библиотеках научной литературы: Scopus, Web of Science и EBSCOhost, опубликованных в период с 1980-го по 2022 год.

Автор надеется, что ее исследование будет стимулом для продолжения научной дискуссии о влиянии государственной политики на сферу высшего образования.