Умеренно активные: массовые группы российских студентов включены в практики социальной активности, и когда помогают, часто делают это для «плюса в карму»
В рамках личных интересов
Социальную активность молодежи — школьников и студентов – на семинаре рассматривали в широком значении, как деятельность, направленную на улучшение социальной среды, не ограниченную персональными интересами.
Согласно результатам исследования, каждый пятый из молодых людей активно участвовал в социальной жизни в школьные годы, при этом половина оставались пассивными в этом отношении.
В школьный период, на протяжении всех лет учёбы, дополнительные занятия активно посещают около четверти молодых людей — 23%. Практически не посещали дополнительные занятия 19%. На включённость в дополнительную образовательную подготовку влияет ресурсная обеспеченность семьи, а если смотреть по гендерным группам — немного больше учатся девочки.
Эксперты отмечают фактор преемственности: если ребенок в детстве не посещал дополнительные занятия, то, вероятно, не будет делать этого и в будущем. Таким образом, уже в школьные годы большей активностью выделяются ученики, кто планирует поступать в вуз.
«Плюс в карму»
Ответы молодых людей на вопрос о результатах своей дополнительной образовательной подготовки в период студенчества свидетельствуют о существенных отличиях, по сравнению со школьным периодом. Студенты высоко ценят знания и навыки, полезные для будущей карьеры и способствующие жизненному успеху, при этом академической успеваемости в вузе или колледже отводится низший приоритет в целеполагании дополнительных занятий.
Наиболее популярными формами социальной активности молодых людей оказались студенческое самоуправление (15%), участие в организации мероприятий учебного заведения (12%) и деятельность в сфере экологии (10%).
На этапе интервью мы поняли, что сформулировать понятие «личностный рост» четко и жестко практически невозможно, потому что молодые люди находят какие-то собственные мотивации... Это когда молодой человек не может сказать, какая ему от этого конкретная польза. Например, помощь бабушке делает его более коммуникабельным, он общается с представителями старшего поколения, слушает рассказы о жизни, делает для себя полезные выводы. Некоторые говорят, что полезные дела «идут в карму». То есть они делают что-то полезное, чему часто нельзя предъявить конкретный результат с точки зрения личных выгод и преимуществ.
Логинов Дмитрий Михайлович
Старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС
Объясняя мотивы своей активности, студенты подчеркивали, что для них она значит саморазвитие, личностный рост, стремление участвовать в решении общественных проблем и помощь людям. Мотивацией также служит компания и возможность приятно провести свободное время.
Информация и мотивация
Студентам интересны новости. Менее 20% респондентов обращают внимание на новости только в случае необычных событий. Треть опрошенных регулярно следят за текущей повесткой, и особенно активными в этом плане оказались те, кто участвует в общественной деятельности.
Высокой активностью, совмещая дополнительное образование и общественную жизнь, отличаются 34% студентов. Ещё две примерно равные группы уделяют внимание либо дополнительному образованию, либо социальной активности (35%) и не участвуют ни в одной из этих сфер (31%).
Самые активные в образовании и социальной жизни — студенты из обеспеченных семей (43%), те, кто работает или подрабатывает (40%), и обучающиеся в областных центрах (36%).
Какова вообще значимость изучения активности студентов с позиции наших ценностных ориентиров? Мне кажется, наша задача— это помочь студенту реализовать себя на путях, ценных в социальном отношении, быть успешным и счастливым, в том числе и грамотным профессионалом.
Лызь Наталья Александровна
Заведующая кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности Института компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ
Котики в подъезде
В ходе дискуссии эксперты отметили, что предложенное авторами деление социальной активности на дополнительное образование и полезные дела неоправданно упрощает ее понимание и приводит к некоторым ограничениям.
Почему мы думаем, что социальная активность дополняет занятость, может быть, это эффект не дополнения, а селекции? То есть в высокую социальную активность вступают люди, которые делают что-то полезное и еще где-то дополнительно обучаются. Это как нормальный пэтэушник, который ходит на спорт и подкармливает котят в подъезде. Есть приличное количество кейсов, которые очевидным образом не относятся к высокой социальной активности, а по этому концепту туда попадут.
Груздев Иван Андреевич
Центр социологии высшего образования: Директор центра
Запись семинара.
Презентация 26.09 (PDF, 1.14 Мб)
Груздев Иван Андреевич
Центр социологии высшего образования: Директор центра
Логинов Дмитрий Михайлович
Старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС